Боттичелли Сандро (1445-1510)

Сандро Ботичелли – псевдоним величайшего художника своего времени Алессандро ди Мариано Филипепи, который был рожден во Флоренции в 1445 году. Матерью Алессандро была Смеральда Филипепи, отцом - Мариано Филипепи. Отец художника работал дубильщиком, что считалось весьма уважаемой профессией в тот период времени.


Свое прозвище - псевдоним «Боттичелли» (в переводе «бочонок») Алессандро досталось от своего старшего родного брата Джованни: то ли из-за строения его тела, то ли из-за чрезмерной любви к вину. Интерес юного Алессандро к живописи не остался без внимания со стороны его отца.  Поэтому в 1464 году он поступил на обучение в мастерскую к знаменитому художнику Флоренции Фра Филиппе Липпи.
Скорее всего, уже с 1469 году Боттичелли становится профессиональным художником.


Сандро создает свою мастерскую в 1470-м году, а летом того же года для Торгового суда пишет картину с изображением аллегории Силы. Эта работа сделала молодого и еще малоизвестного художника знаменитым в своем городе.


Для одной из самых старых церквей Санта Мария Маджоре, расположенной в его родном городе, Сандро пишет замечательную картину «Святой Себастьян» в 1474 году. Известно, что незадолго до того, в 1472 году, Сандро поступил в Гильдию Святого Луки.
В 1469 году внук Козимо Старого, Лоренцо Медичи, по прозвищу Великолепный, стал новым правителем Флоренции. Его двор становится главным культурным центром города, а сам Лоренцо Медичи – надежным покровителем и частым заказчиком Сандро.
Боттичелли довольно много трудится над заказами Лоренцо и его родни. В 1475 году в честь турнира Сандро расписывает знамя Джулиано Медичи. Однажды его уважаемые заказчики даже были изображены в виде волхвов (картина «Поклонение волхвов», 1475-1478 годов). Тут же появляется и первый автопортрет художника.


Примерно в 1477-1478 годах Сандро Боттичелли работает над написанием картины «Весна» для виллы в Кастелло, которая принадлежала Лоренцо и Джованни ди Пьерфранческо Медичи - двоюродным братьям Лоренцо Медичи Великолепного. Картина художника пользуется большим успехом и становится очень известной.

С 1481 года Сандро Боттичелли начал работать над своими картинами, пребывая уже в Риме. Он создал три фрески для Сикстинской капеллы: «Исцеление прокаженного», «Наказание Корея, Дафана и Авирона», а также «Сцены жизни Моисея». Ровно через год художник вернулся во Флоренцию и постоянно работал там. В период 1483-1484 годов Ботичелли пишет картину «Рождение Венеры», которая вскоре стала очень знаменита.
В 1490-е годы во Флоренции происходили серьезные политические и социальные изменения - свержение Медичи и недолговременное правление Савонаролы. Художник доработал последние картины для семьи Медичи в 1495 году.


За год до смерти главы семьи Ботичелли (отец художника скончался в октябре 1469 года) его семья по данным, зафиксированным в кадастре, владела солидным имуществом: домом в квартале Санта Мария Новелла, а также получала доход с виллы Бельсгуардо, которая находилась за городом.
С началом 1500 года Сандро Боттичелли стал редко писать картины, и его слава постепенно подходила к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые нравы.


Совместно с Джулиано да Сангалло, Козимо Росселли, Леонардо да Винчи и Филиппино Липпи в 1504 году Сандро Боттичелли состоял в комиссии, которая решала проблему выбора места для установки статуи Давида, только что сотворенного тогда еще молодым художником и скульптором Микеланджело. Филиппино Липпи, наставник Боттичелли, предложил лучший вариант, и вскоре на цоколе перед Палаццо Делла Синьория огромная статуя Давида, выполненная из мрамора, предстала перед горожанами во всем своем великолепии.
Современники Боттичелли утверждали, что человеком он являлся доброжелательным, и его дом всегда был полон гостей. Сандро с удовольствием делился секретами своего мастерства, поэтому у мастера не было отбоя от учеников.
Как утверждает биограф Джорджо Вазари, на закате своей жизни Сандро Ботичелли страдал от заболеваний и стал «так сутул, что он был должен идти при помощи двух палок». Супруги у художника никогда не было и он не оставил после себя наследников. Сандро Боттичелли умер в мае 1510 года в полном одиночестве в возрасте 65 лет и был захоронен рядом с монастырем Санта Марии Новеллы.



Галерея: Боттичелли Сандро