Ван Эйк Ян (1385 или 1390 - 1441)

Ян Ван Эйк (Jan van Eyck, примерно 1390–1441) – нидерландский живописец, рожденный в Маасейке, брат менее известного художника Хуберта ван Эйка (около 1370 — 1426).


Считается, что Ван Эйк является одним из мастеров, положивших начало искусству Раннего Возрождения. Бартоломео Фацио, гуманист из Италии, отзывался о своем современнике Яне Ван Эйке как о «самом главном художнике нашего века».

К сожалению, до наших дней дошло слишком мало документальных подтверждений и сведений о биографии художника. Известно, что современники Ван Эйка видели его одаренным человеком с широким кругозором. Он увлекался геометрией, отобразил своеобразный прототип географической карты, знал азы химии. Об этом писал Бартоломео Фацио в своей «Книге о знаменитых мужах».


Скорее всего, именно миниатюра стала основой творчества Яна. Есть мнение, что одни из лучших работ 1415-х – 1417-х годов принадлежат именно ему: «Взятие Христа под стражу», «Отпевание», которые были выполнены по заказу герцога Беррийского. Полагается, что Ян Ван Эйк был исполнителем нескольких ранних алтарей, таких как «Распятие».


В 1420-х годах Иоанн Баварский правил Голландией, Генегау и Зеландией. Известно, что в 1422 году к его двору прибыл Ян Ван Эйк, и по его распоряжению работал над украшением дворца в Гааге. В течение четырех лет, начиная с 1425 года, Ван Эйк был художником при дворе у бургундского герцога Филиппа Доброго в Лилле. Филипп Добрый считал Яна талантливым и образованным человеком, который «не имел себе равных по искусству и познаниям». Ван Эйк даже тайно совершал дипломатические поездки по указанию герцога.


В 1427 году художник путешествовал по Испании, в период с 1428 по 1429 годы пребывал в Португалии, где появился выполненным им портрет Изабеллы – невесты Филлипа. В 1430 году Ван Эйк селится в Брюгге, работает придворным живописцем и становится известным мастером города.


В 1432 году Ян закончил работу, начатую еще его родным братом Хубертом – Гентский алтарь в соборе Сент-Бавон в Генте (Бельгия), состоящий из двенадцати дубовых створок, который стал настоящим шедевром.


В своих работах Ван Эйк использовал неявный реализм, сыгравший важную роль в искусстве позднего средневековья. Художник добился поразительной точности, искусного и бережного очерчивания деталей, великолепной передачи качества изображаемых материалов и природного света в своих экспериментах с реализмом. В его картинах гармонично сочетаются пейзаж, натюрморт, интерьер и портретные изображения.


Ван Эйк был одним из первых мастеров, освоивших фламандскую живопись – стиль написания маслом, с использованием тонких, просвечивающихся слоев красок, наложенных друг на друга. 


Также, он считается одним из первых живописцев Европы, выделивших портрет в качестве самостоятельного жанра и первым мастером, создавшим парный портрет – картина с изображением купца Джованни Арнольфини со своей женой. Такие погрудные портреты Эйка как «Тимофей» (1432 год), «Портрет мужчины в красном тюрбане» (1433 год) и портрет супруги живописца Маргареты (1439 год), выражают строгость исполнения и простоту. Первые две работы находятся в Лондоне, в Национальной галерее, а портрет супруги в Брюгге, в Муниципальной художественной галерее.


Примерно в 1436 году Ван Эйк создает алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж), а также «Мадонна каноника Ван дер Пале» (Брюгге, Муниципальная художественная галерея), которые стали апофеозом в его творчестве.
Прожив всего половину своего века, художник ушел из жизни в 1441 году в Брюге. Ян Ван Эйк по праву считается выдающимся художником XV века, благодаря которому зародились предпосылки нового видения мира. Некоторые исследователи полагают, что работы, которые не успел завершить мастер, были закончены Петрусом Кристусом.



Галерея: Ван Эйк Ян