Искусство Римской империи.

К концу 1 в. до н. э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой. Его обширные размеры вызвали необходимость в централизации управления. В результате сложилась военная диктатура. При Октавиане Августе диктатура была превращена в монархию (единоличная власть, передающаяся по наследству).
С конца 1 в. до н. э. по конец 3 в. н. э. монархия была замаскирована республиканскими учреждениями (официально считалось, что власть в римском государстве разделена между императором и сенатом). Это было данью республиканским традициям.

Правление императора Августа

(27 г. до н. э. —14 г. н. э.)

Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало 1 в. н. э. — время расцвета римской культуры и искусства. Литература этого времени представлена творениями величайших римских поэтов Вергилия, Горация и Овидия, историческая наука — работами Тита Ливия; в этот же исторический период работал знаменитый теоретик архитектуры Витрувий.

Для искусства времени Августа характерны поиски нового стиля, т.к. империя выдвинула новую идею божественности императора.
Римские художники настоятельно обращаются к греческому искусству классической эпохи — 5 - 4 вв. до н. э.
Ведущим искусством по-прежнему остается архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты.

В Риме строится форум Августа. В отличие от предыдущих форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер.
Продолговатая площадь, окруженная очень высокой рустованной стеной (высота ее 36 м. Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры храма (высота колонн портика — почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер, необычайная тщательность и красота отделки и скульптурного оформления дают основание считать его одним из лучших памятников храмовой архитектуры первой половины 1 в. н. э. В постройке его принимали участие греческие мастера.



«Квадратный дом» в Ниме

Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера — так называемый «Квадратный дом» в Ниме. Закончен в в первые годы нашей эры.
Поставлен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма— коринфский. В отличие от рассматривавшегося выше храма Фортуны Вирилис целла храма в Ниме более вытянута и по пропорциям близка к золотому сечению. Пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что вообще свойственно стилю августовской архитектуры.

Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения — арки, колонны, ростры (ораторские трибуны).

Арка Августа в Римини (27 г. до н. э.).
Наиболее интересна Арка Августа в Римини (27 г. до н. э.).
Это однопролетная арка строгих простых очертаний, увенчанная аттиком * с посвятительной надписью.
Она была построена в 27 году в честь Цезаря Октавиана Августа в Римини на точке пересечения via Flaminia и Via Emilia – тех самых важнейших дорог империи.

законченный в 13 г. до н. э. 
	Театр Марцелла
Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н. э. Театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек.
Здесь впервые встречаемся с характерной для римского зодчества многоярусной аркадой, образующей с ордером органическое целое – это «римская ячейка». Эта архитектурная система найдет свое самое совершенное Выражение в Колизее.

Изобразительное искусство

времени правления Августа

В портрете времени Августа наряду с официальным придворным портретом, имевшим преобладающее значение, сохраняется и реалистическая линия портрета.

Статуя императора Августа из Прима Порта (1 в. н. э.)
Статуя императора Августа из Прима Порта (1 в. н. э.) - пример официального портрета.
Август изображен в виде полководца, в панцире, с жезлом в левой руке; подняв правую руку, он обращается с речью к войску.
Черты лица идеализированы.
Подпорка выполнена в виде дельфина с Амуром.
Влияние греческой скульптуры 5—4 вв. до н. э. чувствуется в - постановке фигуры,
- раскраске мраморной скульптуры.
Римские качества:
- репрезентативность,
- строгость пластической формы, граничащая с холодностью.

Статуя Августа в виде Юпитера, восседающего на троне. Эрмитаж.
Статуя Августа в виде Юпитера, восседающего на троне. Эрмитаж.
Характерная черта римского официального портрета - идеализация и торжественная парадность образа.

портретная статуя Августа в тоге
Несколько особняком стоит портретная статуя Августа в тоге.
Это произведение в значительной мере лишено холодности стиля придворного портрета — здесь больше чувства, мягче и живописнее трактовка формы.

портрет Агриппы
Реалистические тенденции римского портрета отчетливо проявились в портрете Агриппы, сподвижника Августа, полководца и государственного деятеля.
Большая сила воли, твердость и решительность.

Портретная статуя Германика
Портретная статуя Германика, полководца и политического деятеля (умершего в 19 г. н. э.), окруженного ореолом славы, дает величавый образ этого человека, изображенного обнаженным, как греческий герой.

Правление династии Флавиев

вторая половина 1 в. н. э.

Архитектура

приобретает более грандиозный масштаб.
Задача:
- Красота и изящество греческих храмов,
- Роскошь и пышность колоссальных сооружений Древнего Востока.
К концу 1 в. н.э. Рим приобрел облик столицы мировой державы.
Образец – эллинистическое искусство, а не классический период как во время правления Августа.

Колизей
Колизей
Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала "хлеба и зрелищ", императоры строили громадные амфитеатры для гладиаторских боев. Самый большой из них был сооружен в Риме в 75-80 годах и в середине века получил название Колизей от латинского слова "колоссеум" (колоссальный).

Колизей
Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей. Размеры арены позволяли выпускать до 3090 пар гладиаторов одновременно.
В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей.

Колизей
Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных блоков травертина. Три яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы.

Колизей
Столбы, которые служат опорой арок, украшены полуколоннами, утратившими свое конструктивное значение и сохранившими характер архитектурной декорации. В первом ярусе к столбам приставлены полуколонны дорического ордера, во втором - ионического, в третьем - коринфского, гладкую стену четвертого яруса расчленяют коринфские пилястры.
Колизей построен из туфа; облицован более твердым травертином. В конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон.

Триумфальная арка Тита.
Другим выдающимся произведением времени Флавиев была Триумфальная арка Тита.
Воздвигнута в 81 г. в ознаменование взятия Иерусалима. Эта арка справедливо рассматривается как один из лучших образцов римской классической архитектуры императорского времени. Мощная по формам однопролетная арка украшена колоннами с композитными капителями.
Высокий, строгий аттик с посвятительной надписью.
Была задумана как своеобразный постамент для статуи императора Тита на квадриге (статуя не сохранилась).
Арка Тита отличается от арок эпохи Августа большей монументальностью и пластическим богатством.
Композитные капители колонн примененны здесь, по-видимому, впервые.

Изобразительное искусство

правление Клавдия, Нерона и династии Флавиев

Вторая половина 1 в. н. э. - время высоких достижений в римском портретном искусстве.
Портрет времени Августа носил идеализирующий характер. Мастера обращались к греческому искусству классического периода (4 – 5 вв. до н. э.).
А портретисты второй половины 1 в. н.э. (правление Клавдия, Нерона и династии Флавиев) опирались на достижения реалистических направлений эллинистического искусства.
Характерно большая
- реалистичность,
- живописность,
- театральность.

- стремление к индивидуализации портретного образа,
- создание острых характеристик,
- оживление лица мимикой,
- подчеркивание самых ярких черт (самодовольно-скептическая складка губ Вителлия, усмешка Веспасиана, гримаса Цецилия Юкунда).

Портрет Нерона
Портрет Нерона

Василий Сергеевич Смирнов (1858 - 1890). Смерть Нерона.
Василий Сергеевич Смирнов (1858 - 1890). Смерть Нерона. 1888

портрет императора Вителлия
Портрет императора Вителлия — с огромной яркостью воплощен исполненный важности и самодовольства облик этого императора, славившегося своим обжорством.
Один из лучших памятников римской портретной скульптуры 2 пол. 1 в. н.э.

бюст банкира Цецилия Юкунда
Еще более ocтpo и резко дана характеристика в найденном в Помпеях бронзовом бюсте банкира Цецилия Юкунда — душевная черствость и циничная расчетливость банкира показаны здесь с предельной наглядностью.

Портрет римлянки
Портрет римлянки в модной высокой прическе из завитых локонов более тонок по характеристике; в нем нет резких акцентов. Однако сохраняется реалистическая правдивость: за благородной внешностью знатной римской дамы угадываются черты ее характера — эгоизм, душевная холодность.
Этот портрет отличается большой технической изощренностью в обработке мрамора.

Декоративно-прикладное искусство

В 79 г. при извержении Везувия погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Внезапность этой катастрофы способствовала сохранению под слоем пепла и лавы всего, что не было сразу уничтожено огнем.


Серебряные сосуды, найденные в Гильдесгейме и Боскореале, поразительны по красоте и совершенству работы. 1 в. н.э.


Римское прикладное искусство достигло очень высокого развития. Резные, чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян.

Живопись

1 в. н. э

В этот период развиваются третий и четвертый стили живописи.


3-й декоративный стиль (конец 1 в. до н. э. — начало 1 в. н. э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа.
Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими орнаментальными мотивами, среди которых преобладают очень тонкие, нарядные колонны, более всего похожие на металлические канделябры, отчего третий стиль называют канделябрным.

Наказанный амур. Фреска из дома «Наказанного амура».
- большая реалистичность и объемность форм.

		Фреска 4-го декоративного (помпеянского) стиля из Геркуланума.
Фреска 4-го декоративного (помпеянского) стиля из Геркуланума.
Относящиеся, ко второй половине 1 в. росписи 4-й декоративный стиля свидетельствуют о новых вкусах.
Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, имеют пространственный и динамический характер.
Гамма красок пестра.
Живопись разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты.

Женщина с ручкой.
Женщина с ручкой.
Настенная роспись из Помпей.
4-й декоративный (помпеянский) стиль
2 век н.э. называют золотым веком Римской империи.
Кроме Рима в это время переживают расцвет Провинции.
2 век н.э. – правление династии Антонинов (96 – 192 гг.):
Нерва (96 - 98 гг.),
Траян (98 – 117 гг.) – первый римский император из провинциальной (испанец) знати. Ведет активную завоевательную политику. Завоевал Дакию, превращает Армению в римскую провинцию. В его правление Римская империя включает в себя максимальные территории.
Этот император почитался лучшим из всех в римской истории.
Адриан (117 – 138 гг.) – пришлось отказаться от некоторых завоеваний Траяна. Главная задача – укрепление границ для сохранения огромной римской державы. Большое внимание уделял управлению провинциями. Щедро субсидировал строительство в провинциях. Поклонник греческой культуры (так называл себя сам).
Антонин Пий (138 – 161 гг.).
Марк Аврелий (161 – 180 гг.) – выдающийся философ стоик. Золотой век закончился. Внешнеполитические проблемы – натиск соседних племен. Внутри империи – восстания провинций. Все больше получает распространение христианство, особенно в восточных провинциях. В искусстве – архаизирующие тенденции.
Коммод (180 – 192 гг.) – последний представитель династии. При нем – террористический режим.

Архитектура

В 1 пол. 2 в. при императорах Траяне и Адриане – в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений.
Во 2 пол. 2 в. – строительство в столице сокращается, становится скромнее в размерах и украшении.

Мост Фабриция в Риме . I в. до н. э.
Мост Фабриция в Риме . I в. до н. э.
Эпоха республики

Акведук в Сеговии. Кон. I — нач. II вв. Камень, бетон. Испания.
Акведук в Сеговии. Кон. I — нач. II вв. Камень, бетон. Испания.
Построен при императоре Траяне.
двухъярусный, с узкими высокими пролетами;
сложен из необработанного камня, благодаря чему гармонично вписывается в окружающий пейзаж.

Гарский мост (римский акведук в Ниме) . I в. до н. э. — I в. н. э. Франция .
Гарский мост (римский акведук в Ниме) . I в. до н. э. — I в. н. э. Франция .
Одним из удивительнейших чудес Вечного города были акведуки.
Великое свершение инженерной мысли. Они подвели чистейшую воду прямо к домам миллиона жителей Рима. Изящные, шагающие по ландшафту арки и подземные тоннели приносили в город — трудно поверить — миллиард тонн пресной воды ежедневно. Эта фантастическая система стала жизненной силой Рима и инженерной моделью для городов всех последующих времен.

Гарский мост (акведук в Ниме). Деталь.
Гарский мост (акведук в Ниме). Деталь.

Акведук в Ниме.Аэрофотография.
Акведук в Ниме. Аэрофотография.

Мост Сант-Анджело . II в. Рим.
Мост Сант-Анджело . II в. Рим.
Был построен с целью соединить Замок Сант-Анджело (Мавзолей Адриана) с Марсовым полем.
Украшавшие мост статуи были заменены в XVII в. работами известного мастера Лоренцо Бернини.

Аппиева дорога в Риме (Via Appia). IV—III вв. до н. э.
Аппиева дорога в Риме (Via Appia). IV—III вв. до н. э. первая римская мощеная дорога, она была проложена со стратегической целью между Римом и Капуей, протяженность составляла около 350 км. была выложена из квадратных камней, по ней свободно могли проехать, не сталкиваясь, два воза.

Аркада на Новой Аппиевой дороге (Via Nuova).
Аркада на Новой Аппиевой дороге (Via Nuova).

Строительство при Траяне
Строительство при Траяне
Форум Траяна . Около 100 г. Крупнейший архитектор того времени Аполлодор Дамасский.
- самый крупный ансамбль Древнего Рима, самый красивый. Был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников. - состоял из нескольких частей, а не из одного перистильного двора, как раньше:
1. Пятинефная базилика Ульпия – крупнейшая в Древнем Риме,
2. Две библиотеки — греческой и латинской литературы – в перистильном дворе.
3. Колонна Траяна стояла между библиотеками,
4. Храм Траяна – в еще одном дворе.

Колонна Траяна . II в. Высота 40 м.
Колонна Траяна . II в. Высота 40 м.
- воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии).
- рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами.
- император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз.
Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.

Еще одна часть форума Траяна – лавки Траяна (рынок Траяна).
Еще одна часть форума Траяна – лавки Траяна (рынок Траяна).
Форум задумывался не просто как городская площадь. Чтобы гарантировать себе народное признание Траян приказал построить на Форуме своего рода торговый центр.
Лавки – два мощных полукружия, обращенные в сторону главной площади.
Правое полукружие - пятиуровневый торговый комплекс, располагался на склоне холма высотой в 40 метров. Насчитывал ни много ни мало — 150 лавок.

Новые быстрые и экономичные методы строительства:
- стены лишь облицовывались кирпичом.
- кирпичи разрезались пополам для снижения затрат.
- стена – из смеси из бетона с камнями, это и позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей.
- мастерство римлян в обращении с кирпичом не только как со строительным, но и как с отделочным материалом.

Пантеон (храм во имя всех богов). Архитектор Аполлодор Дамасский.
Пантеон (храм во имя всех богов). Архитектор Аполлодор Дамасский.
- первое здание было построена в 27—25 гг. до н. э. императором Агриппой. Сгорело во время пожара.
- новое здание построено в 1 пол. 2 в. при императоре Адриане.
- фасад выражал владычество Рима над миром.
- греческий портик поддерживают 16 колонн, вытесанных из египетского гранита, привезенных из Асуана.

Пантеон. Реконструкция. Разрез.
Пантеон. Реконструкция. Разрез. Размер диаметра создан из расчета пропорций человеческого тела


Внутри Пантеон имеет двухъярусную стену.
- нижний ярус с колоннами и нишами прорезан сводчатыми арками.
- верхний – меньше, более плоский.
- на нем покоится купол, украшенный кессонами.

Купол Пантеона - самый большой куполом античности. Д – 43,2 м.
Купол Пантеона - самый большой куполом античности. Д – 43,2 м.
Он оставался крупнейшим в Европе, пока в 15 в. архитектор Брунеллески не создал купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Внутренняя поверхность купола символизирует небо, а венчающий его окулус является символом солнца.
Окулус (Д – 9 м) — «глаз Пантеона» - единственное в здании отверстие для освещения вентиляции.

Пантеон. Реконструкция. Разрез.
Пантеон. Реконструкция. Разрез.

Строительство при Адриане

Вилла Адриана . II в.Тиволи.
Вилла Адриана . II в.Тиволи.
Адриан был архитектором-любителем, умел составлять проекты и чертежи. Он - соавтор проекта своей виллы.
Вилла была стилизована под египетский храм.
На территории виллы были возведены архитектурные сооружения, воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые встречались Адриану во время его путешествий.

  Вилла Адриана. II в. Бассейн-канопа.
Вилла Адриана. II в. Бассейн-канопа.

Мавзолей Адриана - замок Сант-Анджело (Святого ангела).
Мавзолей Адриана - замок Сант-Анджело (Святого ангела). II в. Рим. - выстроен по указу Адриана.
- частично перестроен в средние века, получил название замка Сант-Анджело (Святого ангела).
- величественный монумент
- Здание стоит на огромном квадратном основании
- на основании - цилиндрический барабан
- сверху барабана – был насыпан огромный земляной холм, усаженный деревьями, а - по его краям установлены мраморные статуи.
- выше, в самом центре находился подиум с колоннами, поддерживавший бронзовую квадригу со статуей Адриана.

Арка Адриана. 2 в. Афины.
Арка Адриана. 2 в. Афины.
Входила в стену, отделявшую Адрианополь от Афин.
- Своеобразное сочетание арочного проема первого яруса и колоннады второго 21:58 06.05.2010яруса, поддерживающей антаблемент.

Макет Рима эпохи Империи, сделанный французским архитектором Полем Биго для Всемирной выставки в Париже 1937 года.
Макет Рима эпохи Империи, сделанный французским архитектором Полем Биго для Всемирной выставки в Париже 1937 года. Королевский музей искусства и истории. Брюссель.

Скульптура

В 1 пол. 2 в. стиль портретов и рельефов остается античным. В последней трети столетия – появляются черты «варваризации» (рельефы колонны Марка Аврелия).
Портреты времени Траяна:
- Некоторое возвращение к традициям республики.
- Спокойное выражение лица.
- Суховатая трактовка.
- Скромные прически.

Голова императора Траяна . II в.
Голова императора Траяна . II в.

Портреты времени Адриана.
Снова меняется характер:
- Статуи перестают раскрашивать.
- Радужная оболочка глаза, зрачок, брови передаются резцом.
- Поверхность лица и обнаженных частей тела полируется до блеска.
- Волосы оставляются матовыми.

Голова императора Траяна . II в.
Портрет императора Адриана. 2 в.
В портретах Адриана - подражание греческим портретам философов и драматургов.

Антиной. (ок. 110 – 130 гг.)
Антиной. (ок. 110 – 130 гг.)
— греческий юноша, уроженец малоазийской провинции, фаворит римского императора Адриана, обожествленный после смерти.

Скульптурный портрет при Марке Аврелии.
При сохранении сходства, всем портрета присущи общие черты:
- Выражение грустного раздумья,
- самоуглубленность,
- печаль.

Портрет сириянки. 2 в.
Портрет сириянки. 2 в.

Конная статуя Марка Аврелия
Тип статуи всадника на спокойно шагающем коне был создан еще в архаическом греческом искусстве.
Судьба конной статуи Марка Аврелия (2 в.) интересна тем, что в средневековье ее приняли за изображение императора Константина, чтимого христианской церковью святым.
Поэтому она не была уничтожена как языческая, бережно хранилась.
В 16 в. даже была установлена на Капитолийской площади в Риме и сделалась образцом для конных статуй эпохи Возрождения.

В правление Коммода в портрете сохраняются черты предшествующего времени.

Коммод в виде Геркулеса. 2 в.
Коммод в виде Геркулеса. 2 в.
- Выражение мечтательной меланхолии, хотя это было совсем не присуще жестокому характеру тирана.

Рельеф достиг особого блеска во 2 веке.

Колонна Траяна . II в. Высота 40 м.
Колонна Траяна . II в. Высота 40 м.
- воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии).
- Статую Траяна наверху колонны в 16 в. заменили фигурой ап.Петра.
- Колонна дорического ордера.
- Рельефы - непрерывный фриз.
- изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами.
- Точный рассказ о походах (местность, город…).
- Здания и природа уменьшены, а люди – во всю высоту рельефа, т.к. они – главные.
- император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз.
- Рассказ прерывается изображением Победы (Виктории), которая записывает на щите имя победителя.
- Черты Виктории и Дуная – повторяют эллинистические образы.

Рельеф колонны Траяна.
Рельеф колонны Траяна . II в. Фрагмент.
Был пестро раскрашен.
- Детали позолочены.

Рельеф на базе колонны Антонина Пия.
Рельеф на базе колонны Антонина Пия. 2 в.
Изображен апофеоз Антонина и его жены Фаустины и легионеров.
- Композиция кажется составленной из отдельных малосвязанных частей.
- Статичность и условность композиционного решения.
- Внизу – лежащая фигура, олицетворяющая реку Тибр, и сидящая Рома – явно скопированы с эллинистических образцов.
- В центре по диагонали – летящий гений с огромными крыльями – вытянутая, плоская, не гармонизирует с окружающим.
- Вверху фигуры императора и императрицы – их портреты исполнены традиционно.

Колонна Марка Аврелия. 2 в.
Колонна Марка Аврелия. 2 в.
Стояла на Марсовом поле.
- Посвящена походам против германских племен и сарматов.
- Общая композиция спирального рельефа такая же как и в колонне Траяна.
- Чередуются эпизоды из военных походов и сражений.
Ярко проявились новые черты:
- Больше драматических сцен, где особенно подчеркиваются ужасы войны.
Юпитер (податель спасительного дождя после засухи) изображен не величественным эллинистическим божеством, а в виде страшного крылатого демона.
- Пренебрежение анатомическим построением фигур, особенно варваров.
- Новые приемы обобщенности, даже живописности – нет тщательной проработки причесок, бороды, деталей лица – только живо обозначены резцом.

3 век н.э.

В 3 в. - правление династии Северов.
Характерные черты:
- Частая смена императоров.
- Императоры опираются не на принципат (сенат), а на войско.
- Отпадение провинций (появление в разных частях империи самостоятельных правителей).
- Усиление наступления соседних народов (на северных и восточных границах).
- Упадок сельского хозяйства, ремесла, торговли.
- Широкое распространение христианства.
- К христианству начинают примыкать представители власти.

Архитектура

- Несмотря на разруху и обеднение империи воздвигается несколько грандиозных по масштабу и великолепных по убранству сооружений.
- Памятники должны были утвердить подданных в богатстве и щедрости императора.
- Повышенная декоративность архитектуры и репрезентативность стремились компенсировать снижение числа построек.

Арка Септимия Севера
Арка Септимия Севера .
III в. Н - 20м. Рим.
Закрывает с северо-востока Форум Романум (Римскую площадь).
Воздвигнута в ознаменование побед, одержанных Септимием Севером в двух сражениях с парфянами.
Поверхность почти полностью украшена рельефами с изображением римских солдат и парфянских пленников.

Термы Каракаллы . III в. Рим.
Термы Каракаллы . III в. Рим.
Термы – бани: общественное здание.
Вмещали до 1800 человек.
- Сложнейшая инженерная система. Сложностью конструкции и санитарно-техническому оборудованию термы выделялись среди прочих сооружений.

Термы Каракаллы . III в. Рим.
Термы Каракаллы в Риме. 3 в. Центральный блок. Перспектива.
Огромный комплекс:
- Бассейны (с холодной и горячей водой) и ванны,
- Палестры – площадки для спортивных упражнений,
- Многочисленные помещения для отдыха,
- Библиотеки,
- Магазины и пр.

Термы Каракаллы .  Тепидарий (центральный зал). Реконструкция.
Термы Каракаллы. Тепидарий (центральный зал). Реконструкция.
Своеобразная энциклопедия конструктивных и художественных приемов.
Фригидарий (бассейн с холодной водой) не был перекрыт сводом.
Тепидарий – завершен тремя мощными крестовыми сводами.
Кальдарий (бассейн с горячей водой) – имел купольное перекрытие.
Здание производило огромное впечатление:
- Колоссальные размеры,
- Превосходная отделка помещений,
- мозаики, скульптуры.

Термы Каракаллы в Риме. Аэрофотография.
Термы Каракаллы в Риме. Аэрофотография.

Термы Диоклетиана. Кон. 3 в. Рим.
Термы Диоклетиана. Кон. 3 в. Рим.
При императоре Диоклетиане в кон. 3 в. возводятся самые крупные термы Рима.
вмещали до 3200 человек.
Грандиозные термы свидетельствуют о подражательности и эклектизме в римской архитектуре этого времени.

Брюллов Александр Павлович. Рим. Вид на термы Диоклетиана. 1823г.
Брюллов Александр Павлович. Рим. Вид на термы Диоклетиана. 1823г.

Термы Диоклетиана. Главный зал (тепидарий)
Термы Диоклетиана. Главный зал (тепидарий), в 1563 г. превращенный Микеланджело в церковь Санта Мариа деи Анджели.

Скульптура

3 век

Реалистический портрет с острой психологической композицией еще раз переживает свой расцвет.
Только волевые энергичные суровые правители могли удержать власть,
Уходит выражение мягкой грусти и меланхолии.
Портреты передают не настроение, а характер.

Юлия Домна (жена императора Септимия Севера). Мрамор.
Юлия Домна (жена императора Септимия Севера). Мрамор. 3 в. - Больше активности и энергичности, чем задумчивости.

Бюст Септимия Севера.
Бюст Септимия Севера.
Кон. II— нач. III вв.
- Энергичный, решительный человек.

Бюст Септимия Севера.
Каракалла. 3 в.
- Крутой нрав, подозрительность и грубость одного из самых жестоких деспотов Рима.

Саркофаг Людовизи. 3 в.
Смешение различных стилистических приемов.
Саркофаг Людовизи. 3 в.
Сцена сражения конных и пеших римлян с варварами.
Переплетаются тела римлян, варваров, коней.
Образы римлян – анатомически правильные, заимствованы с рельефов колонны Траяна.
Варвары – подчеркнуто безобразные дикари.
- Рельеф очень высоки. Местами переходит в почти круглую скульптуру.

Живопись

3 век

Старым реалистическим традициям следуют мастера терм Каракаллы.

Мозаика Терм Каракаллы.
Мозаика Терм Каракаллы.
Атлеты. III в.
- Пол в палестре изображал атлетов-победителей в натуральную величину.
- Развитая мускулатура резко и объемно подчеркнута,
- Но в общем построении фигур есть недостатки.
- Лица без идеализации – грубые, некрасивые черты борцов и гимнастов.

Мозаика Терм Каракаллы. III в.
Мозаика Терм Каракаллы. III в.

В 3 в. появляется христианское искусство в виде росписей катакомб в Риме.
- Катакомбы – подземные галереи и помещения, кольцом окружавшие Рим.
- В ходах-галереях первые христиане хоронили своих собратьев.
- Кроме ходов в катакомбах были помещения, где проводились поминальные обряды (службы).

Мозаика Терм Каракаллы. III в.
Катакомбы Св. Себастьяна.

Эти помещения украшались росписями на христианские сюжеты.
- использовали ветхозаветные истории и христианские символы (лоза, рыба, агнец…).

Катакомбы Присциллы. Деталь росписи.
Катакомбы Присциллы. Деталь росписи. Три отрока в печи огненной.
- Ветхозеветный сюжет. Три отрока Седрах, Мисах и Авденаго не повиновались приказанию вавилонского царя Навуходоносора - не служили его богам и не поклонялись золотому истукану, которого царь поставил.
- Античные средства изображения новых сюжетов + новые черты.

Катакомбы Присциллы. Деталь росписи. Добрый пастырь.
Катакомбы Присциллы. Деталь росписи. Добрый пастырь. 3 - нач. 4 в.

Искусство Римской империи

4-5 век н. э.

В 4 веке принципат уступает место доминату – неограниченной монархии.
- император пользуется неограниченной властью как «господин и бог».
- Диоклетиан – первый римский доминус.
- Все слабее становятся связи между Западом и Востоком.
- Диоклетиан вынужден разделить империю на две части.
- Константин (306 – 337 гг.) в 313 г. признает христианство государственной религией.
- В 330 г. он переносит столицу в Константинополь.
- В 395 г. империя окончательно распалась на Западную и Восточную.

Архитектура

Христианские храмы – базилики.
Форма и название заимствованы от римских административных и судебных зданий. Первое время после признания христианства богослужения совершались в старых римских базиликах.

Базилика:
Прямоугольное здание,
Расчленялось вдоль на 3 или 5 нефов.
Нефы отделялись друг от друга рядами колонн, которые иногда переносились из старых античных сооружений.
Сооружения центрического типа использовались для баптистериев и мавзолеев.

Базилика Максенция-Константина. IV в. Рим. Реконструкция.
Базилика Максенция-Константина. IV в. Рим. Реконструкция.
Отличается от более ранних базилик структурой:
Представляет повторение композиционной схемы тепидария терм – центральный неф перекрыт тремя крестовыми сводами.
- Освещение поступало из огромных проемов окон, которые прорезали верхнюю часть центрального нефа.
- Два боковых нефа были украшены сводчатыми окнами, расположенными в два яруса.
- Во внешнем оформлении – упрощение архитектурных форм.
- В глубине центрального нефа, в центре полукруглой апсиды возвышалась колоссальная статуя Константина, (обнаженные части тела - из мрамора, остальное - из позолоченной бронзы). Голова Н - 2,4 м и нога длиной 2 м.

Базилика Максенция-Константина. IV в.
Базилика Максенция-Константина. IV в.

Арка Константина. 4 в. Рим.
Арка Константина. 4 в. Рим.
Использована схема трехпролетной арки Септимия Севера,
Гармонична и красива в своих пропорциях – традиции расцвета римской архитектуры 1 – 2 вв. н.э.
Казна была на столько бедна, что почти все рельефы, колонны и др. архитектурный декор взяли со старых монументов.

Арка Константина. Нач. 4 в. На фоне Колизея.
Арка Константина. Нач. 4 в. На фоне Колизея.
Новые узкие рельефы над пролетами созданы в рамках нового стиля:
Статичность фигур,
Плоскостность,
Однообразие поз и одежд,
Обобщенность форм.
Все это отличает от повествовательного римского рельефа, всегда живого и динамичного.

Изобразительное искусство. Скульптура.

4 – 5 вв. н.э.

Портретное искусство. Новые черты:

Арка Константина. Нач. 4 в. На фоне Колизея.
- Константин. Детали колоссальной статуи из базилики Константина в Риме. Нач. 4 в.
- Портретное сходство сохраняется лишь в общий чертах.
- Обобщенный образ наместника бога на земле.
- Бесстрастность и величие.
- Сходство с древневосточным искусством (колосс Рамсеса II).

Соправители Диоклетиан и Максенций. 4 в. Порфир.
Соправители Диоклетиан и Максенций. 4 в. Порфир.
- Одинаковые лица.
- Нарушение анатомического строения.
- Тщательная отделка деталей вооружения, обуви.
- Главное – доходчивость, понятность содержания.
- Показать дружественность и единодушие правителей западной и восточной империи.

Реалистическая традиция в портрете:

Статуя Валентиниана I. 370 г.
Статуя Валентиниана I. 370 г.
Колосс из бронзы. Н – ок. 5 м.
- Возрождение типа статуи императора-военачальника.
- Превосходное построение фигуры.
- Индивидуальность портретных черт.
- Раскрыты свойства характера – злость и жестокость.

Раннехристианское изобразительное искусство. Живопись

4 – 5 вв. н.э.

Новые художественные черты яснее всего выступают в живописи. Главным становится:
Наглядность изображения.
Понимание содержания
Соблюдение пропорций и масштабности отходят на второй план.
Например, росписи катакомб Присциллы.
Развитие монументальной живописи продолжается:
Украшение храмов фресками и мозаиками.

Мозаика мавзолея (церкви) Санта-Констанца в Риме.
Мозаика мавзолея (церкви) Санта-Констанца в Риме. 1 пол. 4 в.
- Новые христианские идеи формально выражены в античных традициях.



озаика свода церкви Санта-Констанца в Риме.
Мозаика свода церкви Санта-Констанца в Риме. Деталь. Сцена виноделия. 4 в.
Христианский