6.2 Классицизм: искусство Франции XYII в.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль в европейском искусстве XVII — XIX вв.
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

КЛАССИЦИЗМ – «большой стиль Людовика XIV» во Франции
Классицизм сложился в 17 веке во Франции, отразив подъем абсолютизма. Людовик XIV понимал всю важность искусства как способа пропаганды своего царственного величия.
Этот стиль стал отражением известнейшего высказывания «короля-солнца»: «Государство – это я».

Классицизм от слова классический, образцовый! Это когда люди снова признали в античном искусстве подлинное.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Архитектура

Архитектуре классицизма присущи:
четкость и геометризм форм,
симметрично-осевые композиции,
логичность планировки,
сочетание стены с ордером и сдержанным декором.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.
1. Площадь Вогезов (королевская площадь). Арх. К.Шантийон. Париж.
2. Дворец Во-ле-Виконт. Арх. Л.Лево. Франция.
3. Отель Субиз (Сюбиз).
4. Луи Лево. Колледж четырех наций. Париж.

Лувр (королевский дворец). Восточный фасад, так называемая «Колоннада Лувра». Арх. Л.Лево и К.Перро. 1667—73.
5. Лувр (королевский дворец). Восточный фасад, так называемая «Колоннада Лувра». Арх. Л.Лево и К.Перро. 1667—73.
Восточный фасад Лувра (иначе называемый Колоннадой) являет собой яркий образец французского классицизма. Воплощает строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту.

Жюль Ардуэн-Мансар родился в Париже 16 апреля 1646 г. Учился у своего двоюродного деда Франсуа Мансара. В 1675 г. Людовик XIV назначил Ардуэн-Мансара придворным архитектором. Первым заказом молодого зодчего стала перестройка замка Сен-Жермен-ан-Ле. С 1678 г. Ардуэн-Мансар руководит строительством дворцово-паркового ансамбля Версаля. Его авторству принадлежат: королевская капелла (1689—1710), южное (1682) и северное (1685) крылья королевского дворца, парковый фасад, ряд интерьеров (совместно с Ш. Лебреном), в т.ч. Зеркальная галерея с залами Мира и Войны (1678—86), дворец Большой Трианон (1687).
        Ардуэн-Мансар является автором планировки и застройки восьмигранной Вандомской площади (1685—1701), при строительстве которой был выработан широко распространившийся впоследствии тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами большого ордера, объединяющими второй и третий этажи, и мансардным этажом под высокой крутой кровлей. Ему же принадлежит авторство еще одной парижской площади — площади Побед, круглой в плане, которая была задумана как триумфальная.
         Одна из крупнейших работ Ардуэн-Мансара — Собор Дома инвалидов в Париже (1680—1706), представляющий собой огромную купольную ротонду и считающийся одним из самых совершенных сооружений французского классицизма.
         Умер Ардуэн-Мансар в Марли близ Парижа 11 мая 1708 г.

Собор Дома инвалидов в Париже . 1680—1706
Собор Дома инвалидов в Париже . 1680—1706
Высота 107 м
Париж, Франция.
Собор Дома инвалидов, представляющий собой огромную купольную ротонду, — одно из наиболее значительных монументальных сооружений XVII в. в Париже. Фасад собора — образец изящества и симметрии. Центральная часть фасада выступает вперед и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором; по сторонам фасад украшен статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазевокса. Собор венчает 27-миметровый (в диаметре) купол, покоящийся на двухъярусном барабане, который оформлен парными колоннами на первом этаже и большими полукруглыми окнами на втором. Собор Дома инвалидов стал важной высотной точкой Парижа, его мощный купол, декорированный военными трофеями, значительно изменил панораму города.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661 – 1689.
При короле Людовике XIV Версаль становится фактически столицей Франции. Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661 – 1689.
Арх. Л.Лево (1612—1670), А.Ленотр (1613—1700), Ф.Орбэ, Ж.А.Мансар (1646—1708).
В результате грандиозной реконструкции королевский доворец превратился в великолепный дворцово-парковый ансамбль, который стал вершиной развития классицизма во французской архитектуре XVII в.
Версальский комплекс — это грандиозная парадная резиденция французских королей, возведенная недалеко от Парижа (18 км).
Для Версаля характерны:
- строгость наружных форм
- пышность интерьеров.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661 – 1689.
Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661—89.

Большой дворец
Большой дворец

Зеркальная галерея
Дворцово-парковый ансамбль Версаля . 1661—89. Зеркальная галерея была возведена и декорирована архитектором Ж.А.Мансаром.
Декоративные работы в Версале возглавлял Шарль Лебрен – первый живописец короля.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля . 1661—89. Фонтан Аполлона
Дворцово-парковый ансамбль Версаля . 1661—89. Фонтан Аполлона

Вандомская площадь в Париже . 1685—1701.
Вандомская площадь в Париже . 1685—1701.
Небольшой замкнутый четырёхугольник площади со срезанными углами окружают административные здания с единой системой убранства. Такая замкнутость характерна для всех классицистических площадей XVII столетия. Первоначально в центре площади помещалась конная статуя Людовика XIV (в начале XIX в. её заменила триумфальная колонна в честь Наполеона I). При строительстве Вандомской площади Ардуэн-Мансар выработал широко распространившийся впоследствии тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами большого ордера, объединяющими второй и третий этажи, и мансардным этажом под высокой крутой кровлей.

Живопись

Версальский двор видел в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца».
Изобразительное искусство классицизма (живопись, скульптура) отличается:
- логичным развертыванием сюжета,
- ясностью, уравновешенностью композиции,
- ведущей ролью плавного, обобщенного рисунка.

Никола Пуссен (1593 - 1655), в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп.

Танец под музыку времени. 1636.
Танец под музыку времени. 1636.

Клод Лоррен (1601 - 1682), в своих антикизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Танец под музыку времени. 1636.

18 век

К середине 18 века при Людовике XV барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве.
При Людовике XVI (1774-92) «благородный лаконизм» классицизма становится основным архитектурным направлением.

В последней четверти 18 века возник так называемый «революционный классицизм», выразивший гражданские идеалы буржуазного Просвещения и буржуазно-революционные устремления.
Художником французской революции называют Жака Луи Давида (1748 - 1825). Его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

Давид, автопортрет (1794)
В конце 18 – начале 19 вв. ведущим художественным стилем во Франции был классицизм.
ЖАК ЛУИ ДАВИД, (1748–1825) - французский живописец; основоположник французского неоклассицизма, великий художник французской революции. В 1775—1780 обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения. В 1783 избран членом Академии живописи.
Активно участвовал в революционном движении, в 1792 избран депутатом Национального Конвента, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Примкнул к радикально-экстремистскому крылу революционеров во главе с Маратом и Робеспьером. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». В 1794 году после термидорианского переворота заключён в тюрьму за революционные взгляды. В 1797 стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона и с тех пор становится его пылким сторонником.
После поражения Бонапарта при Ватерлоо (1815) бежит в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Похоронен на кладбище святой Гудулы в Брюсселе.

Давид. Портреты г-на Пекуль (тесть). 1784
Давид. Портреты г-на Пекуль (тесть). 1784

Давид. Портреты г-жи Пекуль. 1784
Давид. Портреты г-жи Пекуль. 1784

Темой героического подвига, гражданского мужества в исторических картинах:
Давид. Велизарий, просящий подаяние у ворот Константинополя, узнан воином, служившим под его началом. 1781
Давид. Велизарий, просящий подаяние у ворот Константинополя, узнан воином, служившим под его началом. 1781

Клятва Горациев. 1784.
Клятва Горациев. 1784.

Давид. Брут. 1789
Давид. Брут. 1789

Давид. Портрет госпожи Трюден. 1792
Давид. Портрет госпожи Трюден. 1792

Глубокий реализм образов созданных в годы революции:

Давид. Клятва в Зале для игры в мяч. Сепия
Давид. Клятва в Зале для игры в мяч. Сепия

Давид. Сохранившийся фрагмент холста «Клятвы в зале для игры в мяч»
Давид. Сохранившийся фрагмент холста «Клятвы в зале для игры в мяч» Давид. Смерть Марата
Давид. Смерть Марата (Марат при последнем дыхании).
Июль-Сентябрь 1793. глубокий реализм.

Творчество в период правления Напалеона Бонопарта:

Давид. Портрет г-жи Рекамье. 1800-01
Давид. Портрет г-жи Рекамье. 1800-01

Давид. Портрет Бонапарта. Этюд
Давид. Портрет Бонапарта. Этюд

Давид. Бонапарт на перевале Сен-Бернар.
Давид. Бонапарт на перевале Сен-Бернар. 1801

Давид. Коронация императрицы Жозефины. 1805-08
Давид. Коронация императрицы Жозефины. 1805-08

Давид. Наполеон в своем кабинете. 1810
Давид. Наполеон в своем кабинете. 1810