7.2 Искусство периода феодальной раздробленности. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.

В середине 12 в. Киевская Русь распадается на отдельные княжества – начинается период феодальной раздробленности.

Во всем зодчестве владимиро-суздальской школы выражается главная идея сильной власти для объединения русских земель. В стремлении реализовать эту идею владимиро-суздальские князья стали преемниками князей киевских.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152. Одна из первых построек владимиро-суздальской архитектурной школы.
Простота и строгость архитектурных объемов разбавляется скромным декором – профилированные пилястры, зубчатый пояс в верхней части барабана и апсид.

Золотые ворота во Владимире
Золотые ворота во Владимире. 1164 . Общий вид. Владимирские врата удачно сочетают в одной постройке крепостное сооружение, триумфальную арку и церковь.

Успенский собор во Владимире. 1158-1160. 1185-1189 . Общий вид.
Успенский собор во Владимире. 1158-1160. 1185-1189 . Общий вид.

Успенский собор стал крупнейшей постройкой князя Андрея Боголюбского в новой столице. Для соборного храма было выбрано наиболее выигрышное место в центре города, на возвышении. Его золотое пятиглавие виднелось издали с лесных дорог, ведущих к стольному граду.
Первоначально собор был построен в 1158–1161 годах при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси. Летописец сообщает, что «во Владимир Бог привел мастеров из всех земель», в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада. Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии.

Успенский собор во Владимире

Церковь Покрова на Нерли. 1165.
Церковь Покрова на Нерли. 1165.
Лучшее создание владимирских мастеров.
Сложно профилированные пилястры подчеркивают движение ввысь этого изящного храма, украшенного рельефами и аркатурным поясом по периметру.

Дмитриевский собор во Владимире. 1194 – 1197.
Дмитриевский собор во Владимире. 1194 – 1197.
Апофеоз власти и могущества владимирской земли.

Вид на Успенский собор с привокзальной площади
Вид на Успенский собор с привокзальной площади. По преданию, собор в XII веке строили мастера со всей Европы, в том числе и присланные Фридрихом Барбароссой. В соборе - фрески Андрея Рублева XV века.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Нач. 13 в. Тенденции, близкие народной культуре. Очень сильно перестроен в 15 в. Искажен внешний облик, и нарушена декоративная система.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Реконструкция западного фасада.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Реконструкция западного фасада.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Реконструкция северного фасада.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Реконструкция северного фасада.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Фрагмент.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Фрагмент.

Живопись Владимиро-Суздальской школы

С началом феодальной раздробленности наряду с архитектурными школами начинают складываться и местные школы живописи.
Киевско-византийская традиция постепенно перерабатывается в Новгороде, Владимире и других городах. Искусство становится все самобытнее:
- Сильнее сказывается влияние церкви, которая ведет борьбу с пережитками язычества: образы святых становятся более суровыми и аскетичными, усиливается линейность и плоскостность изображения.
- С другой стороны в искусство все интенсивнее проникают влияния народной, древнеславянской культуры.

Икона, названная на Руси «Владимирской богоматерью», была написана византийским мастером для владимирского князя Юрия Долгорукого. Считалась чудотворной. Специально для нее был построен Успенский собор во Владимире, из-за чего получила свое название.
Она сияла во Владимирском Успенском соборе как высочайший образец византийского искусства.
Икона Владимирской Богоматери. 12 в.
Икона Владимирской Богоматери. 12 в.

Страшный суд.
Росписи Дмитриевского собора во Владимире представляют особый интерес. Кон. 12 в.
Уцелела часть композиции Страшный суд.
Артель, видимо состояла из византийских и русских художников.

Ярославская школа живописи

В начале 13 в. в Ярославле, ставшем престольным городом удельного княжества, шло большое строительство и возникла местная школа живописи, отмеченная русскими чертами, хотя и находилась под влиянием владимиро-суздальских традиций.

Богоматерь Великая Панагия. (Ярославская Оранта из Спасо-Преображенского монастыря).
Богоматерь Великая Панагия. (Ярославская Оранта из Спасо-Преображенского монастыря). Кон. 12 – нач. 13 в. ГТГ.
Молительница – Всесвятая.
- Подчеркнутая декоративность, укрупненность деталей.

Спас Вседержитель. Из Успенского собора в Ярославле. 1 пол. 13 в.
Спас Вседержитель. Из Успенского собора в Ярославле. 1 пол. 13 в.
Меняется представление о Боге. Грозного и величественного Христа Пантократора киевских мозаик сменяет добрый и милостивый Спас иконописи 13 в.
Легенда называет ее надгробной иконой ярославских князей.
Ясный лик Спаса с некрупными среднерусскими чертами утратил пугающую строгость. От него – прямой путь к мягким, гармоничным образам Андрея Рублева.
«Иконы этого круга свидетельствуют, что ордынский погром не уничтожил, а лишь временно приглушал развитие средневековой культуры. Она стала одним из источников московской живописи».