9.2 Становление классицизма в русской архитектуре и живописи XYIII века.

В 1760-х годах, в царствование Екатерины II, в архитектуре происходят перемены. Стиль барокко вытесняется классицизмом. Ясная, простая и вместе с тем величественная и выразительная в художественном отношении архитектура античного мира казалась лучшим воплощением архитектурных идеалов в России второй половины 18 столетия. Увлечение передовых слоев дворянства идеями просветительства привело к осуждению абсолютизма Елизаветы Петровны, своеобразным олицетворением которого был стиль барокко.
Выпускники основанной в 1757 императорской Академии художеств получили право на поездку за границу за государственный счет.
Из-за границы, в свою очередь, приезжает работать в Россию ряд зодчих, мастеров классицизма: Валлен-Деламот, Ринальди, Чарлз Камерон, Кваренги.
На первом этапе классицизм еще сохранял элементы барокко (А. Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. И. Баженов).

Академия художеств (1764-1788)
К раннему классицизму в русской архитектуре относится здание Академии художеств (1765-88). После смерти А.Ф.Кокоринова строительство заканчивалось под руководством Фельтена и Е.Соколова.
Академия художеств (1764-1788). Архитекторы Александр Филиппович Кокоринов (1726 — 1772), Ж.Б.М.Валлен-Деламот. Лепные украшения интерьеров скульптор — В.И.Демут-Малиновский.

Академия художеств (1764-1788)
Дом Пашков возведен в 1784-1786 годах для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка П. Е. Пашкова. Предположительно его строителем считают крупнейшего русского зодчего В.И. Баженова. В 1812 году дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались восстановить дом по изображениям XVIII века таким, каким он был создан изначально.

Романтизм

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785.
Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785.
В 1775 году Баженов получил новый заказ от Екатерины — составить проект подмосковной царской усадьбы в виде ряда отдельных павильонов, похожих на ходынские «увеселительные строения».
Недалеко от Коломенского, славившегося красотой пейзажа и древними зданиями, у родственников писателя начала XVIII столетия Кантемира была куплена небольшая усадьба, носившая название «Черная грязь». Здесь и началась постройка царской подмосковной резиденции, получившей вскоре новое название «Царицыно».

Панорама села Царицына
«Панорама села Царицына» — шедевр графического мастерства В.И. Баженова. Она представляет собой проектный чертеж и видовую перспективу ансамбля со стороны прудов. На панораме изображены все спроектированные архитектором строения ансамбля. Неосуществленными остались только Конюшенный корпус и Башня с часами.
Поражают огромные размеры листа (62,5 х 315 см.) и виртуозная техника исполнения.
Обычно загородная царская усадьба мало чем отличалась от дворца в столице, разве только большей площадью и бóльшим количеством построек. По мысли зодчего, новая резиденция должна была получить совершенно иной характер, далекий от пышных и величественных дворцовых резиденций. Он не только хотел применить традиционную для древней Руси живописную композицию усадебного ансамбля, но подчеркнуть масштабом построек и характером убранства интимность и лирическую задушевность русской архитектуры.
Древнерусский зодчий ценил живописную асимметрию различных зданий, образовывавших не менее цельную единую композицию. Это качество и решил Баженов осуществить в своем новом проекте. Эти принципы живописной композиции, введенные в русскую архитектуру Баженовым, в XVIII веке нашли себе быстрое признание и распространение.
Баженов был одержим идеей возрождения русской национальной архитектуры. Кремлевские зубцы и башни, остроконечные пирамиды и оригинальные декоративные мотивы.

Малый (Полуциркульный) дворец. 1776—1778.
Малый (Полуциркульный) дворец. 1776—1778.
Малый дворец — одно из трех дворцовых зданий, построенных Баженовым в Царицыне для Екатерины II. Архитектор называл эту небольшую постройку «уединенным домиком, что на горе».

Фигурные (Виноградные) ворота.
Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778.

Фигурный мост.
Фигурный мост. 1776—1778

Фигурный мост.
Фигурный мост. 1776—1778

Средний дворец (Оперный дом)
Средний дворец (Оперный дом). 1776—1778

За десять лет строительства усадьбы многое изменилось. Екатерина успела позабыть свое увлечение своеобразными творениями великого зодчего. Помимо этого у нее испортились отношения с наследником Павлом. Баженов запроектировал для него отдельный дворец — парный с дворцом Екатерины. Приехав в Царицыно и увидев парные дворцы, Екатерина сочла это за вызов со стороны Баженова.
Баженов стал опальным архитектором. Разгневанная императрица велела сломать парные дворцы и поручила достройку Царицына Матвею Казакову (1738 – 1812).
Казаков аккуратно вытесал каждый камень, подогнал деталь к детали, линию к линии. Павильоны же Баженова производят такое впечатление, словно они созданы по волшебству, а не тяжелым трудом каменщика. Каким-то особым, ни с чем несравнимым очарованием веет от баженовских произведений.

Матвей Казаков. Признанный и успешный создатель «классицистической» Москвы.
Казакову вменялось спешно достроить Большой дворец по урезанному варианту: возведение третьего этажа отменялось, значительно упрощалась отделка фасадов, башен и парапетов. Бельведер с гербом также стал уже не нужен.







Высокий классицизм

В конце 18 в. наступает период высокого классицизма с последовательным использованием классических форм в чистом виде.


В 1773 г. в Кремле был заложен огромный дворец по проекту В.И.Баженова, в связи с чем снесли ряд древних зданий и часть южной стены, но из-за недостатка средств строительство было прекращено, стена восстановлена. В 1776—1787 построено здание Сената по проекту М.Ф.Казакова (ныне резиденция президента Российской Федерации). В кон. XVIII — нач. XIX вв. разобраны все дополнительные укрепления, засыпан ров.


Колонный зал бывшего Дворянского собрания г.Казани
Реконструированный Колонный зал бывшего Дворянского собрания г.Казани. Здесь выступал с концертом Сергей Рахманинов, пел Федор Шаляпин, читал свои стихи Владимир Маяковский. После реконструкции в 2005 году в здании расположилась городская ратуша. Это место для проведения официальных приемов, награждений, камерных концертов.

Старов И.Е. 1744 – 1808. Таврический дворец. 1789.
Старов И.Е. 1744 – 1808. Таврический дворец. 1789.
Архитектор прекрасно выразил образ монументального дворца-усадьбы.

Смольный институт
Д.Кваренги. 1744 - 1817. Смольный институт