9.6 Искусство России рубежа XIX – XX вв.

- Характерной особенностью искусства рубежа XIX – XX вв. является интенсивность и разнообразие развития искусства.
- Возникает большое количество художественных группировок.

Причины:
- в предшествующие группировки было попасть нелегко, принимали с большой коррективой.
- рубеж веков – колыбель новых направлений.
- в новых группировках были постоянные члены, приглашенные и те, кто просто принес работы. Например: К. Коровин, М. Врубель.

М. Врубель
Врубель.Гадалка.1895
Врубель.Гадалка.1895

Врубель.Гамлет и Офелия.1883
Врубель.Гамлет и Офелия.1883

Врубель.Демон сидящий.1890
Врубель.Демон сидящий.1890

Врубель.П-т Н.И.Забеллы-Врубель в туалете ампир.1898
Врубель.П-т Н.И.Забеллы-Врубель в туалете ампир.1898

Врубель.Царевна-лебедь.1900
Врубель.Царевна-лебедь.1900


К. Коровин
К.Коровин.Бульвар Капуцинок.1906
К.Коровин.Бульвар Капуцинок.1906

К.Коровин.За чайным столом.1888
К.Коровин.За чайным столом.1888

К.Коровин.Зимой.1894
К.Коровин.Зимой.1894

К.Коровин.Хористка.
К.Коровин.Хористка.


Мир искусства
- в творчестве нашел воплощение модерн.
- художники универсалы.
- стремились во всем создать целостное произведение искусства.

Работали в видах:
- журнальная и книжная графика.
- театрально-декорационное искусство. Привнесли живопись в театр.
- живопись (но в модерне графичая живопись).

1898 – журнал «Мир искусства». Ред. С. П. Дягилев и А. Н.Бенуа.
1899 – 1903 – выставки группы художников журнала Мир искусства.
1904 – журнал закрыли. Художники перешли в «Союз русских художников».
1910 – объединение Мир искусства (Рерих)
1917 – последняя выставка в России (80 участников).
В 1910-х Дягилев делает большую ставку на зарубежных художников, ищет новую форму.
1927 – последняя выставка в Париже.
Художники (СПб): А. Н. Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст, Головин, Билибин, Остроумова-Лебедева, Добужинский, Рерих. С 1910 г. – Кустодиев, Серебрякова.

А. Н. Бенуа (1870- 1960) главный редактор журнала "Мир искусства", ведущий художник одноименной художественной группировки, один из первых русских историков искусства.

Книжная графика:

Бенуа. Азбука в картинках.1904
Бенуа. Азбука в картинках.1904

Работа в театре:

Бенуа. Балет Петрушка.Эскиз декорации.1917
Бенуа. Балет Петрушка.Эскиз декорации.1917

Бенуа. Масленица в Петербурге. Эскиз к балету Петрушка.1917
Бенуа. Масленица в Петербурге. Эскиз к балету Петрушка.1917

Исторические композиции - сплав политизации прошлого:

Бенуа. Итальянская комедия.1906
Бенуа. Итальянская комедия.1906

Бенуа.Парад при Павле . 1907
Бенуа.Парад при Павле . 1907
Отражение русской истории

К. А. Сомов (1869 - 1939).

Сомов.Дама в голубом.П-т Елизаветы Мартыновой.1907-1900
Сомов.Дама в голубом.П-т Елизаветы Мартыновой.1907-1900

Сомов.П-т А.И.Сомова.1897
Сомов.П-т А.И.Сомова.1897

Сомов.П-т Остроумовой-Лебедевой.1901.
Сомов.П-т Остроумовой-Лебедевой.1901.

Ироническая условность

Сомов.Зима.Конькобежцы.1915
Сомов.Зима.Конькобежцы.1915

Сомов.Спящая молодая женщина.1909.
Сомов.Спящая молодая женщина.1909.

Сосов.Осмеянный поцелуй.
Сосов.Осмеянный поцелуй.

Сомов.Арлекин и дама.1912
Сомов.Арлекин и дама.1912.


Е. Е. Лансере (1875 - 1957)
Лансере.Императрица Елизавета Петровна в Царском селе.1905
Лансере.Императрица Елизавета Петровна в Царском селе.1905

Лансере.Петербург начала ХVIII века.1906
Лансере.Петербург начала ХVIII века.1906


Бакст
Бакст.Ваза.Автопортрет.1906
Бакст.Ваза.Автопортрет.1906

Бакст.Ужин.1902
Бакст.Ужин.1902

Бакст.П-т С.П.Дягилева с няней.1906
Бакст.П-т С.П.Дягилева с няней.1906

Бакст.П-т Зинаиды Гиппиус.1906
4 Бакст.П-т Зинаиды Гиппиус.1906

Бакст.Балет Нарцисс.Костюм беотийки.1911
Бакст.Балет Нарцисс.Костюм беотийки.1911

Бакст.Эскиз к балету Шехеразада.1911
Бакст.Эскиз к балету Шехеразада.1911


Головин
Головин.Испанка в черной шали.1908
Головин.Испанка в черной шали.1908

Головин.П-т В.Э. Мейерхольда.1917
Головин.П-т В.Э. Мейерхольда.1917

Головин.П-т Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Серова Юдифь
Головин.П-т Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Серова Юдифь

Головин.П- Шаляпина в роли Бориса Годунова в опере Мусоргского.1912
Головин.П- Шаляпина в роли Бориса Годунова в опере Мусоргского.1912


Билибин Билибин.Опера Золотой петушок.Палаты Дадона.1909
Билибин.Опера Золотой петушок.Палаты Дадона.1909

Билибин.Принцессы в тереме.Илл.к сказке Белая уточка.1902
Билибин.Принцессы в тереме.Илл.к сказке Белая уточка.1902


Остроумова-Лебедева
Остроумова-Лебедева.Адмиралтейство под снегом.1901
Остроумова-Лебедева.Адмиралтейство под снегом.1901

Остроумова-Лебедева.Дворец Бирона и барки.1916
Остроумова-Лебедева.Дворец Бирона и барки.1916

Остроумова-Лебедева.Красные столбы.1922
Остроумова-Лебедева.Красные столбы.1922


Добужинский
Добужинский.Городские типы.Гримасы города.1908
Добужинский.Городские типы.Гримасы города.1908

Добужинский.Домик в Петербурге.1905
Добужинский.Домик в Петербурге.1905

Добужинский.Илл. к Достоевский.Белые ночи.1922
Добужинский.Илл. к Достоевский.Белые ночи.1922

Добужинский.Окно парихмахерской.1906
Добужинский.Окно парихмахерской.1906

Добужинский.Петербургский пейзаж.Домик в Петербурге.1908
Добужинский.Петербургский пейзаж.Домик в Петербурге.1908


Рерих
Рерих.Вороны.1901
Рерих.Вороны.1901

Рерих.Заморские гости.1902
Рерих.Заморские гости.1902

Рерих.Идолы.1901
Рерих.Идолы.1901

Рерих.Эскиз декорации Половецкий стан.1908
Рерих.Эскиз декорации Половецкий стан.1908


Союз русских художников - московские художники (те, кто учился или преподавал в Моск. уч.).
- традиции русского пейзажа - реализм (взгляд из окна, подобие) + импрессионизм.
- нет повествовательности, главное – состояние.
- использование импрессионистического принципа композиции – фрагментарность.
- при этом не уплощают пространство как французские импрессионисты.
- включение бытового мотива.
- появление нового типа пейзажа – усадебный пейзаж.
1896 – Устав. Способствовать распространению искусства в России и поддерживать членов объединения.
1903 – Выставка 36-ти.
Потом многие художники вошли в АХР.
Художники: Грабарь, Юон, Виноградов, Жуковский, Туржанский, Петровичев, Ап.Васнецов (исторический, археологический пейзаж). Из АХ – Рылов и Малявин.

Голубая роза
1907 – 1908 – прошла только одна выставка.
Организовал Рябушинский, ред. журнала «Золотое руно». После художники выставлялись на выставках журналов Золотое руно, Весы.
- символизм (отразилось направление в творчестве художников).
- вызывающее эстетство выставок.
- выставка – результат работы 6 – 7 лет.
Художники познакомились в Московском уч. (основные - Кузнецов, Сарьян, Сапунов), вместе работали и выставлялись в Саратове.
Большое влияние оказал Борисов-Мусатов, хотя и не входил в художественную группировку
Борисов-Мусатов.Вдоем.1902.
Борисов-Мусатов. Вдоем. 1902

Борисов-Мусатов.Изумрудное ожерелье.1903-1904
Борисов-Мусатов.Изумрудное ожерелье.1903-1904

Борисов-Мусатов.Осенний мотив.1899
Борисов-Мусатов.Осенний мотив.1899

Борисов-Мусатов.Призраки.1903.
Борисов-Мусатов.Призраки.1903.

o Кузнецов. Голубой фонтан. Любовь матери. Весна.
o Сарьян. Любовь, сказка. У гранатового дерева.
Сарьян.Любовь.Сказка.1906
Сарьян.Любовь.Сказка.1906

Сарьян.У гранатового дерева.1907.
Сарьян.У гранатового дерева.1907.

- потом оба ушли в большую обобщенность и примитивизм.

Сарьян.Финиковая пальма.Египет.1911
Сарьян.Финиковая пальма.Египет.1911

o Сапунов. Натюрморты, искусственные цветы.

Бубновый валет
- объединение художников авангардистов.
- примитивизм (крестьянская и городская игрушка, лубок, городские вывески).
- эпатирование публики – выставки балаганы.
- воздействие средствами самой живописи: цвет, линия, пластика.
- фактура холста, красочная масса.
- национальная интерпретация французского авангарда (фавизм, кубизм, сезаннизм) – декоративность.
Жанр: в основном натюрморт.
Вид: станковая живопись.
Художники: Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк.
Ларионов и Гончарова участвовали в организации, потом ушли.
1910 – первая выставка.
1911 – объединение Бубновый валет – 1917.
Принимали участие зарубежные художники в выставках.
o Кончаловский. П. Якулова – острота характеристики.
Натюрморт с красным подносом.

Кончаловский.Наташа на стуле.1910
Кончаловский.Наташа на стуле.1910

Кончаловский.П-т Г.Б.Якулова.1910
Кончаловский.П-т Г.Б.Якулова.1910

Кончаловский.Персики.1913.
Кончаловский.Персики.1913.

o Машков. Декоративизм, обводка, яркость.
Натюрморт с ананасом. Дама с фазаном. Автопортрет и п. Кончаловского.
Машков.Атопортрет и портрет Кончаловского1910
Машков.Атопортрет и портрет Кончаловского1910

Машков.Дама с фазаном.1911
Машков.Дама с фазаном.1911

Машков.Натюрморт с ананасом.ок.1910
Машков.Натюрморт с ананасом.ок.1910

o Лентулов. Ищет новую форму.
Василий блаженный. Колокольня Ивана Великого.
Лентулов.Василий Блаженный.1913
Лентулов.Василий Блаженный.1913

o Фальк. Лирический кубизм, влияние Сезанна.
Крым. Пирамидальный тополь.

Фальк.Пирамидальный тополь.1915
Фальк.Пирамидальный тополь.1915

Ослиный хвост
- неопримитивизм – утвердили термин.
- превратили тенденцию в направление.
- ориентация на иконы, вышивки, лубок, каменные бабы, гор. вывески…
- не подражание и стилизация, а выражение самой народной эстетики.
- выставляли работы детей, маляров, вывески Пиросманишвилли.
Жанр: возродили бытовой жанр.
Художники: Ларионов, Гончарова.
o Ларионов. Парикмахеры. Солдат на отдыхе. Венера.

Ларионов.Парикмахер
Ларионов.Отдыхающий солдат.1911

Ларионов.Отдыхающий солдат.1911
Ларионов.Парикмахер

Ларионов.Венера.1912
Ларионов.Венера.1912

o Гончарова.

Гончарова.Автопортрет с желтыми лилиями.1907
Гончарова.Автопортрет с желтыми лилиями.1907

Религиозная тема:
Евангелисты. - обращение к иконописи.

Гончаров.Евангелисты.Тетраптих.1911
Гончаров.Евангелисты.Тетраптих.1911

Крестьянская тема, экспрессионизм:
Беление холста. Мытье холста. Бабы с граблями. Крестьяне, собирающие яблоки.
Гончарова.Беление холста.1908
Гончарова.Беление холста.1908

Гончарова.Крестьяне, собирающие яблоки.1911.
Гончарова.Крестьяне, собирающие яблоки.1911.

Гончарова.Мытье холста.1910
Гончарова.Мытье холста.1910