Искусство Византии IX – XII вв. Палеологовское возрождение.
Во внешнеполитической обстановке все большее значение приобретает Киевское государство, с которым Византия вступает в тесные культурные и торговые контакты.
Крупнейшим городом, имевшим огромное значение во всем средневековом мире, остается Константинополь.
Маркс сказал об этом городе: «…золотой мост между Востоком и Западом».

Восточная Римская империя (Византия) 9 в.
Монументальная живопись Византии
9 – 12 вв.Церковное здание уподоблялось космосу:
- Купол и барабан символизировали небо. Изображался Христос Пантократор.
- В апсиде помещали фигуру Богоматери – олицетворение земной церкви, заступницы за человечество.
- В парусах – евангелисты.
- На верхних частях сводов – евангельские сюжеты – переход от «Небесного» к «земному».
- В нижней части храма – изображения святых и мучеников.
В период «Македонского Возрождения» (9 -10 вв.) в живописи были сильны античные традиции. Хорошо они прослеживаются и в никейских мозаиках:

Ангел. Фрагмент мозаики «Силы небесные» в церкви Успения в Никее. 9 в. Погибла в 1922 г.
Сохранена свободная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков смальты.

Мозаики церкви св.Софии. Лев мудрый перед Христом. 9 в.
- Античные традиции – складки одежд следуют положению фигуры, портретное лицо императора.
- Но уже заметно усиление линейного начала

Лев мудрый перед Христом. Мозаики церкви св.Софии. 9 в.
В течение 11 – 12 вв. усиливается спиритуалистический характер искусства: Фигуры утрачивают телесность.
Помещаются вне реальной среды, на золотом фоне.
Пейзаж и архитектура приобретают условный характер.
Живопись вытесняется линейными изображениями. Кубики смальты уменьшаются и выкладываются правильными рядами с постепенным переходом близких по тону кубиков. Колорит становится условным.

Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью.
Мозаика церкви св.Софии. 12 в.

Христос Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. 2 пол. 11 в.

Икона Иоанн Лествичник. 11 в.

Богоматерь Владимирская. Икона. 12 в.
Искусство первой половины 13 века
13 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами (4-й крестовый поход). Император и его двор бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 году.В этот период в Константинополе в области искусства не создавалось практически ничего, но в провинциях искусство продолжало существовать.
После восстановления империи при Михаиле Палеологе начались обширные работы по восстановлению столицы.
Искусство «Палеологовского возрождения»

К более поздним мозаикам в Св.Софии относится «Деисус». 2 пол. 13 в. Деталь. Христос Пантократор.

«Деисус». 2 пол. 13 в. Деталь. Богоматерь.

Христос Пантократор. Мозаика Кахриэ-Джами. Нач. 14 в. Константинополь.