Искусство Византии IX – XII вв. Палеологовское возрождение.

9 – 10 вв. - период правления македонской династии. В это время границы Византии вновь несколько расширились. Наступил некоторый расцвет культуры и искусства называемый «Македонским возрождением»
Во внешнеполитической обстановке все большее значение приобретает Киевское государство, с которым Византия вступает в тесные культурные и торговые контакты.
Крупнейшим городом, имевшим огромное значение во всем средневековом мире, остается Константинополь.
Маркс сказал об этом городе: «…золотой мост между Востоком и Западом».

Восточная Римская империя (Византия) 9 в.
Восточная Римская империя (Византия) 9 в.

Монументальная живопись Византии

9 – 12 вв.

Церковное здание уподоблялось космосу:
- Купол и барабан символизировали небо. Изображался Христос Пантократор.
- В апсиде помещали фигуру Богоматери – олицетворение земной церкви, заступницы за человечество.
- В парусах – евангелисты.
- На верхних частях сводов – евангельские сюжеты – переход от «Небесного» к «земному».
- В нижней части храма – изображения святых и мучеников.

В период «Македонского Возрождения» (9 -10 вв.) в живописи были сильны античные традиции. Хорошо они прослеживаются и в никейских мозаиках:

Ангел. Фрагмент мозаики «Силы небесные» в церкви Успения в Никее.
Ангел. Фрагмент мозаики «Силы небесные» в церкви Успения в Никее. 9 в. Погибла в 1922 г.
Сохранена свободная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков смальты.

Мозаики церкви св.Софии. Лев мудрый перед Христом. 9 в.
Мозаики церкви св.Софии. Лев мудрый перед Христом. 9 в.
- Античные традиции – складки одежд следуют положению фигуры, портретное лицо императора.
- Но уже заметно усиление линейного начала

Лев мудрый перед Христом. Мозаики церкви св.Софии. 9 в.
Лев мудрый перед Христом. Мозаики церкви св.Софии. 9 в.

В течение 11 – 12 вв. усиливается спиритуалистический характер искусства: Фигуры утрачивают телесность.
Помещаются вне реальной среды, на золотом фоне.
Пейзаж и архитектура приобретают условный характер.
Живопись вытесняется линейными изображениями. Кубики смальты уменьшаются и выкладываются правильными рядами с постепенным переходом близких по тону кубиков. Колорит становится условным.

Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью.
Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью.
Мозаика церкви св.Софии. 12 в.

Христос Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. 2 пол. 11 в.
Христос Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. 2 пол. 11 в.

Икона Иоанн Лествичник. 11 в.
Икона Иоанн Лествичник. 11 в.

Богоматерь Владимирская. Икона. 12 в.
Богоматерь Владимирская. Икона. 12 в.

Искусство первой половины 13 века

13 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами (4-й крестовый поход). Император и его двор бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 году.
В этот период в Константинополе в области искусства не создавалось практически ничего, но в провинциях искусство продолжало существовать.
После восстановления империи при Михаиле Палеологе начались обширные работы по восстановлению столицы.

Искусство «Палеологовского возрождения»

К более поздним мозаикам в Св.Софии относится «Деисус». 2 пол. 13 в. Деталь.
К более поздним мозаикам в Св.Софии относится «Деисус». 2 пол. 13 в. Деталь. Христос Пантократор.

«Деисус». 2 пол. 13 в. Деталь. Богоматерь.
«Деисус». 2 пол. 13 в. Деталь. Богоматерь.

Христос Пантократор. Мозаика Кахриэ-Джами. Нач. 14 в. Константинополь.
Христос Пантократор. Мозаика Кахриэ-Джами. Нач. 14 в. Константинополь.