Искусство классического средневековья.

Ранняя - вторая половина XII – первая треть XIII в.
Зрелая (высокая) – XIII-XIV вв.
Поздняя («пламенеющая») – XV в.



Крестовые походы (1095 - 1270) сопутствовали влиянию восточной культуры на европейскую.


Отношение высоты центрального нефа к его высоте - 1 к 3

Собор Парижской Богоматери 1163  г. –  нач.  XIV в
Собор Парижской Богоматери 1163 г. – нач. XIV в



Этапы строительства

1163 г. - первые десятилетия XIII в.- постройка восточной части
С. XIII в. встроены капеллы между контрфорсами и увеличены выступы трансепта
Конец XIII-нач. XIV в. – завершены капеллы хора.

Горгульи
Горгульи

Горгульи

Химеры. Изваяния на двух западных башнях собора. Химера - в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгавшее из пасти огонь.
Горгульи

Виолле-ле-Дюк (1814 — 1879, французский архитектор, реставратор, искусствовед и историк архитектуры, идеолог неоготики) дал волю своей фантазии. Он создал ирреальный мир химер демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся далеко внизу город: фантастических и чудовищных птиц; гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих из самых неожиданных точек. Взгромоздившись на готический пинакль, спрятавшись за шпилем или повиснув над выступом стены, эти каменные химеры, кажется, существуют здесь целые века неподвижные, погруженные в раздумья о судьбах человечества, копошащегося там, внизу.

Горгульи

Зрелая готика

Собор в Реймсе 1211-начало  XV в.
Собор в Реймсе 1211-начало XV в.

Собор в Амьене 1213-XV в.
Собор в Амьене 1213-XV в.









Готика поздняя XV век

Собор в Страсбургезападный фасад начат ок. 1277  г.
Собор в Страсбурге западный фасад начат ок. 1277 г.

Южный фасад
Южный фасад

Архитектура Германии

Развивается под сильнейшим влиянием Франции.

Кельнский собор.
Кельнский собор.
Здание предельно вытягивается вверх. Роза на фасаде заменяется стрельчатым окном.
Строился очень долго 1248 – начало строительства. В 16 в. строительство прекратилось, был незавершен западный фасад. Лишь в 19 в. по обнаруженному старинному проекту были завершены башни фасада.

Кельнский собор.

Архитектура Англии

Своего наивысшего расцвета достигает в конце 15 – начале 16 века.
Готические соборы Англии отличаются
- большей прямолинейностью очертаний,
- Больше сухости и монотонности в деталях оформления.
Ранняя английская готика:
Собор в Линкольне. 13 – 14 вв.
Собор в Линкольне. 13 – 14 вв.

Капелла Королевского колледжа в Кембридже.
Капелла Королевского колледжа в Кембридже.
1472 – 1530 годы.

Скульптура

Из всех видов изобразительного искусства в период готики скульптуре принадлежит наибольшее значение.
Определяющим видом скульптуры является круглая скульптура.
Религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение.

Новое:
Образы наделяются чертами человечности,
Усиливается роль портрета,
Растет интерес к реализму.
Портал остается главным средоточием скульптурного убранства храма.
Центральный портал главного (западного) фасада обычно посвящается Христу.
Правый, как правило, - Мадонне.
Левый – особо чтимому местному святому.

Королевский портал. Середина 12 в. Романский период.
Королевский портал. Середина 12 в. Романский период.
Южный фасад трансепта. Святые Мартин, Иероним и Григорий. 1 половина 13 в. Готический период.
Менее удлиненные пропорции.
Свободные позы.
Более объемная моделировка формы.

Реймский собор.
Встреча Марии и Елизаветы

Западный фасад. Сер. и 2 пол. 13 в

Западный фасад. Сер. и 2 пол. 13 в.
Встреча Марии и Елизаветы.
Дальнейшее развитие:
- усиление рельефности,
- поиск эффектов живописности,
В Реймском соборе:
- живописные складки,
- элегантность удлиненных фигур,
- изящество поз,
- прослеживается изучение памятников античности.

Фидий. Ирида. Скульптура восточного фронтона Парфенона.
Фидий. Ирида. Скульптура восточного фронтона Парфенона.
Восточный фронтон – рождение Афины из головы Зевса в присутствии олимпийских богов.

Реймский собор
Архангел Гавриил.
Архангел Гавриил. Фрагмент Благовещенья. Центральный портал.
- облик светского галантного кавалера.

Скульптура Германии

Бамбергский всадник.
В портретной скульптуре Германия опередила аналогичные явления французского искусства.
Острая характеристика.
Бамбергский всадник. Сер. 13 в.

Магдебургский собор
Магдебургские девы
Яркое произведение немецкой готики по силе экспрессии:
Магдебургские девы.
- Евангельский сюжет о мудрых и неразумных девах.
По пять фигур с каждой стороны портала: смеющиеся и плачущие.
Все оттенки человеческой радости и горя.

Витраж

В архитектуре готики основною роль стал играть несущий остов, не оставив плоскости стены почти никакой роли.
Это привело к вытеснению монументальных росписей, которые в романский период (11 – 12 вв.) играли значительную роль.
Фреску заменяет витраж – своеобразный вид живописи, в которой изображение составляется из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами.

Роль витражей:
декоративная, дидактическая.

Сюжеты:
Отдельные фигуры Христа, Марии, святых.
композиции на сюжеты из Ветхого и Нового заветов, легенды о святых.
изображение ремесленников за работой, исторических событий…

Шартрский собор
Богоматерь
Богоматерь. 1150 – 1155 гг.
Уцелела при пожаре 1194 г.
Интенсивный колорит характерен для раннего витража.

Шартр
 Песнь о Роланде.
Расцвет витража – 13 век.
Ведущая школа мастеров Шартрского собора.
Изображение располагается в своеобразных медальонах, обрамляется декоративным орнаментом.
Утонченное изящество готики видно и в витражах.

Шартр. Юг
Шартр. Юг

Шартр. Север
Шартр. Север

Нотр Дам де Пари
Нотр Дам де Пари
В середине 13 в. в гамму вводят сложные цвета путем наложения стекол разных оттенков.

Нотр Дам де Пари. Роза северного трансепта. Ок. 1250 г.
Нотр Дам де Пари. Роза северного трансепта. Ок. 1250 г.
сюжеты из Евангелия.
в центре - Мадонна с младенцем.
Он по праву считается непревзойденным шедевром благодаря чудесным тонам светящейся лазури.

Сент-Шапель
Особенно часто соединяют красные и синие стекла, благодаря чему витражи приобретают мрачный лиловатый тон.
Новая техника была применена в Сент-Шапель в 1250-х годах.

Собор в Метце

М. Шагал