Искусство эпохи Возрождения в Германии.

Самым ярким представителем искусства Германии эпохи Возрождения был
Альбрехт Дюрер. 1471 – 1528.
Живописец, рисовальщик и гравер, теоретик искусства. Особенно много и плодотворно Дюрер работал в гравюре. Он в совершенстве овладел всеми основными ее видами: ксилографией, офортом, и т.п.
Его живописные картины принесли Дюреру восторженное признание искушенных в живописи венецианцев.
Дюрер является одним из величайших портретистов в мировом искусстве и автором первого в Европе автопортрета.

Автопортрет
Автопортрет . 1498.
Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге. Первоначально учился ювелирному делу у отца. Затем был отдан в мастерскую живописца. После обучения Дюрер отправляется в путешествие по городам Германии — для ознакомления с творчеством других немецких мастеров.

Апокалипсис
Обращаясь к теме конца мира, Дюрер создает графический цикл «Апокалипсис». Иллюстраций к последней книге Нового Завета — «Апокалипсису», или «Откровению Иоанна Богослова» содержат грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которому придет Царство Божие.
Четыре всадника (из цикла «Апокалипсис») . 1498
Доски для пятнадцати больших ксилографий Дюрер вырезал за несколько месяцев. В апокалиптических образах Дюрер воплотил тревогу, с которой в Европе ожидали окончания столетия.

Всадник, Смерть и дьявол . 1513
Вершиной графического творчества Дюрера считаются так называемые «Мастерские гравюры»:
Всадник, Смерть и дьявол . 1513. Гравюра на меди. Виртуозное исполнение.
Вооруженный путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На всаднике доспехи, в руке — копье. В грозном виде воина есть какая-то нелепость, беззащитность чудака, роднящая этот персонаж с Дон-Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешенное и суровое лицо. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. Наставительно кивая головой, Смерть показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Сзади плетется дьявол со свиной мордой, увенчанной причудливым гребнем.
Вероятно гравюра навеяна книгой писателя и философа Эразма Роттердамского «Руководство для воина Христова». Всадник — это христианин, следующий к Небесному граду, несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа.

	Св. Иероним
Св. Иероним . 1514.
Тема этого листа посвящена уединенному покою ученого-отшельника.
Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.) прославился переводом Библии на латинский язык.
Дюрер изобразил Иеронима в глубине просторной кельи, заполненной спокойным, рассеянным светом, льющимся сквозь широкие окна. Любовно запечатлены все мелочи скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква — фляга паломника, подвешенная к потолку, туфли под скамьей… Используя традиционные атрибуты св. Иеронима, Дюрер обошелся с ними просто, по-домашнему: кардинальская шляпа висит на гвозде, а лев — спутник Иеронима, — словно огромный ласковый кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой.

Меланхолия . 1514
Меланхолия . 1514.
Самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера.
Еще античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента, из которых непредсказуемым был именно меланхолический.
Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Крылатая женщина — своеобразная муза художника — неподвижно сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолического темперамента.

Адам и Ева. Диптих . 1507
Дюрер создал большое количество живописных произведений.
После поездки в Италию, где он познакомился с великими мастерами Беллини и Рафаэлем, художник композицию Адам и Ева. Диптих . 1507.
Она стала плодом тщательного изучения пропорций обнаженного человеческого тела и считается образцом дюреровского идеала красоты.
И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Бытие, гл. 1).

Четыре апостола. Диптих . 1526.
Четыре апостола. Диптих . 1526.
Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка.
- Могучие фигуры святых с трудом вписываются в тесное пространство досок.
- Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинками приоткрытого занавеса.
- За ними — фигуры Петра и Марка, погруженные в черноту фона, на котором выделяются высокий лоб Петра и вдохновенно горящие глаза Марка.
Картины сопровождают тщательно подобранные тексты из писаний, смысл которых — предостережение - остерегаться лжеучений.
В результате выступления Лютера в 1517 году началась Реформация. Но здравое учение протестантов сопровождалось возникновением крайностей и лжеучений.

Портрет Якоба Муффеля . 1526.
Дюрер — один из величайших портретистов в мировом искусстве.
Портрет Якоба Муффеля . 1526.

Портрет Якоба Муффеля . 1526.
Портрет Хиеронимуса Хольцшуэра . 1526.

Автопортрет.
Автопортрет.

Последний из крупных немецких живописцев 16 в. — Ганс Гольбейн Младший. 1497/98—1543.
Он работал, в основном, вне пределов своей родины: в Базеле (Швейцария), Милане (Италия), Лондоне (Англия).
Гольбейн много и плодотворно работал в ксилографии (в общей сложности он создал свыше 1200 печатных досок), однако в историю мировой живописи он вошел, как выдающийся портретист.

Автопортрет.
Автопортрет.

Мертвый Христос . 1521.
Гольбейн создает и религиозные композиции.
Мертвый Христос . 1521.
Тело Иисуса, простертое в тесном, низком, словно гроб, пространстве, написано предельно реалистично. По преданию, Хольбейн писал Христа с утопленника. Именно из-за этого беспощадного реализма картина получилась страшнее сцены Распятия.
Эту работу Гольбейна замечательно комментируют слова Ф.М. Достоевского: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!». Однако следует помнить, что базельская картина — это только часть несохранившегося алтаря. Что было изображено на других его створках, неизвестно. Возможно, натуралистический мрачный образ Христа лишь оттенял светлую сцену Его Воскресения.

Эразм Роттердамский . 1523.
Гольбейн пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов.
Эразм Роттердамский . 1523.

Астроном Николас Кратцер . 1528.
Начавшаяся Реформация вынуждает Хольбейна покинуть страну (г. Базель). В 1526 г. он едет в Лондон.
Астроном Николас Кратцер . 1528.

Портрет Г. Гисце . 1532.
Один из лучших портретов этого времени.
Портрет Г. Гисце . 1532.

Портрет Генриха VIII . 1539—40.
Гольбейн становится придворным художником короля Генриха VIII.
Портрет Генриха VIII . 1539—40.

Портрет Ш. Моретта
Среди лучших – портрет французского посла в Лондоне
Портрет Ш. Моретта . Около 1534—35.

Портрет Анны Клевской . 1539.
Великолепны портреты жен короля. Портрет Анны Клевской . 1539.

Томас Элиот . 1532—33.
Особое место в художественном наследии занимают рисунки Гольбейна. Томас Элиот . 1532—33.