6.1 Искусство XYII века. Барокко. Италия, Нидерланды

БАРОККО – один из главных художественных стилей в искусстве Европы конца 16 – середины 18 веков.
Барокко – от лат. странный, причудливый или от португальского «жемчужина неправильной, причудливой формы».

БАРОККО в Италии
Возник этот стиль в конце 16 века в Риме, который был на тот момент художественной столицей Европы. Стиль зародился в результате католической контрреформации.
Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
Ведущая роль в итальянском барокко принадлежит архитектуре. Для архитектуры характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Создаются монументальные ансамбли.

Лоренцо Бернини
Основоположник стиля зрелого барокко – Лоренцо Бернини. 1598 - 1680. Динамизм архитектурных масс и пространства.
Ансамбль площади св.Петра в Риме.

Ансамбль площади св.Петра в Риме.
Лоренцо Бернини
Ансамбль площади св.Петра в Риме.

Собор Св.Петра в Риме.
Собор Св.Петра в Риме.

Собор Св. Петра в Риме. Арх. Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др . 1506—1614.
Собор Св. Петра в Риме. Арх. Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др . 1506—1614.

Королевская лестница Ватикана (Скала Реджа). 1666 г.
Королевская лестница Ватикана (Скала Реджа). 1666 г.
Использовал законы перспективы для визуального увеличения лестницы и световой эффект.

Кафедра собора Св.Петра в Риме.
Кафедра собора Св.Петра в Риме.

Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.
Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.
Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.
Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.
Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.

Экстаз св.Терезы. 1645-1652.
Экстаз св.Терезы. 1645-1652.

Джованни Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Рим.
Джованни Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Рим.

Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1620.
Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1620.

Джованни Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Шипионе Боргезе.
Джованни Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Шипионе Боргезе.


Франческо Борромини. 1599 – 1667.
Итальянский архитектор, представитель зрелого барокко. Учился в Милане, работал в Риме.
Постройки Борромини характеризуются подвижностью пространства, беспокойной динамикой упругих форм, порой лишающих здание пластической целостности.
Борромини свободно использует классический ордер; для его сооружений типичны криволинейные очертания объёмов, изгибающиеся стены, разнообразные сочетания выпуклых и вогнутых форм, обострённый силуэт венчающих частей.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане.
Сан-Карло алле Куатро Фонтане.
Для церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц.

Палаццо Барберини (совместно с К.Мадерна и Л. Бернини). 1625—63.
Палаццо Барберини (совместно с К.Мадерна и Л. Бернини). 1625—63.

Барокко в Нидерландах

В 16 в. Нидерланды разделились на Фландрию и Голландию. В результате долгих воин Голландия, где утвердился протестантизм, освободилась от испанской зависимости. Фландрия была подчинена испанскому абсолютизму, поэтому находилась под сильным влиянием католической церкви.
Барокко во Фландрии проявилось более всего в живописи.
Именно фламандская живопись 17 в. была вторым после итальянской архитектуры и скульптуры ярчайшим порождением стиля барокко.
Яркая жизнерадостность
Динамизм, передача движения
Возвышенная духовность
Изящество и пластика
Иллюзорность
Красота виделась не в природе и правдоподобности, а в «величественном», выраженном через намеренно укрупненные формы, пышные мантии и драпировки.

Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко –
Питера Пауля Рубенса.
1577 – 1640. Гуманист, художник и дипломат.

Создал тип аристократического барочного портрета.

Семейный свадебный портрет. I брак.
Семейный свадебный портрет. I брак.

Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610-1611 Антверпенский собор св. Марии.
Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610-1611 Антверпенский собор св. Марии.

 Питер Пауль Рубенс. Ваханалия.
Питер Пауль Рубенс. Ваханалия. Около 1615. Москва. ГМИИ им.Пушкина

Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда.
Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. 1620-1621. СПб. Эрмитаж

Исторический цикл «Жизнь Марии Медичи». Лувр.

Мария Медичи (1573 - 1642), дочь Франческо, великого герцога Тосканского, была королевой Франции (1600 - 1610), благодаря браку с Генрихом IV.

Питер Пауль Рубенс. Приезд М.Медичи в Марсель. 1622-1625
Питер Пауль Рубенс. Приезд М.Медичи в Марсель. 1622-1625

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы.
Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Около 1625. СПб. Эрмитаж.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Сары Фоурмен (Фоульмен).
Питер Пауль Рубенс. Портрет Сары Фоурмен (Фоульмен). Соломенная шляпка. 1625-1626.

Питер Пауль Рубенс. Сад любви.
Подлинная жемчужина коллекции – «Сад любви», когда-то украшавший спальные покои Филиппа IV. Это большое полотно очень интересно рассматривать после «Садов земных наслаждений» Босха и «Поклонения Венере» Тициана. Картина Рубенса, созданная около 1633, продолжает тему земного рая. Населяет этот рай антверпенское светское общество. Кавалеры и дамы изображены на лоне природы рядом с причудливым барочным гротом, в глубине которого видны три грации. Справа чрезвычайно живой скульптурный фонтан. Вокруг порхают амурчики, в их руках не только луки со стрелами, но и голуби, и розы. Журчит вода, кавалеры что-то нашептывают дамам, музыкант перебирает струны.

Антонис ван Дейк. 1599 – 1641.

Создатель нового общеевропейского парадного (репрезентативного) аристократического портрета.

Автопортрет. Конец 1620-начало 1630 гг. СПб. Эрмитаж.
Автопортрет. Конец 1620-начало 1630 гг. СПб. Эрмитаж.

Карл I на охоте. 1935.
Антонис ван Дейк. Карл I на охоте. 1935.
Париж, Лувр.

Семейный портрет. 1621. СПб. Эрмитаж.
Антонис ван Дейк. Семейный портрет. 1621. СПб. Эрмитаж.

Франс Снейдерс. 1579 – 1657.

Крупнейший мастер натюрморта 17 в., создатель монументально-декоративного натюрморта.

Дама с попугаем.
Дама с попугаем.

Рыбная лавка.
Рыбная лавка.

Торговец дичью.
Торговец дичью

Итоги

Как художественный стиль барокко охватывает около двух столетий. Эстетизация призрачности, иллюзий материального мира, крайний мистицизм, повышенная экзальтация потребовали соответствующих художественных форм, которые были найдены в новом стиле.