6.1 Искусство XYII века. Барокко. Италия, Нидерланды
Барокко – от лат. странный, причудливый или от португальского «жемчужина неправильной, причудливой формы».
БАРОККО в Италии
Возник этот стиль в конце 16 века в Риме, который был на тот момент художественной столицей Европы. Стиль зародился в результате католической контрреформации.
Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
Ведущая роль в итальянском барокко принадлежит архитектуре. Для архитектуры характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Создаются монументальные ансамбли.

Основоположник стиля зрелого барокко – Лоренцо Бернини. 1598 - 1680. Динамизм архитектурных масс и пространства.
Ансамбль площади св.Петра в Риме.

Лоренцо Бернини
Ансамбль площади св.Петра в Риме.

Собор Св.Петра в Риме.

Собор Св. Петра в Риме. Арх. Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др . 1506—1614.

Королевская лестница Ватикана (Скала Реджа). 1666 г.
Использовал законы перспективы для визуального увеличения лестницы и световой эффект.

Кафедра собора Св.Петра в Риме.




Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.

Экстаз св.Терезы. 1645-1652.

Джованни Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Рим.

Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1620.

Джованни Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Шипионе Боргезе.
Франческо Борромини. 1599 – 1667.
Итальянский архитектор, представитель зрелого барокко. Учился в Милане, работал в Риме.
Постройки Борромини характеризуются подвижностью пространства, беспокойной динамикой упругих форм, порой лишающих здание пластической целостности.
Борромини свободно использует классический ордер; для его сооружений типичны криволинейные очертания объёмов, изгибающиеся стены, разнообразные сочетания выпуклых и вогнутых форм, обострённый силуэт венчающих частей.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане.
Для церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц.

Палаццо Барберини (совместно с К.Мадерна и Л. Бернини). 1625—63.
Барокко в Нидерландах
В 16 в. Нидерланды разделились на Фландрию и Голландию. В результате долгих воин Голландия, где утвердился протестантизм, освободилась от испанской зависимости. Фландрия была подчинена испанскому абсолютизму, поэтому находилась под сильным влиянием католической церкви.Барокко во Фландрии проявилось более всего в живописи.
Именно фламандская живопись 17 в. была вторым после итальянской архитектуры и скульптуры ярчайшим порождением стиля барокко.
Яркая жизнерадостность
Динамизм, передача движения
Возвышенная духовность
Изящество и пластика
Иллюзорность
Красота виделась не в природе и правдоподобности, а в «величественном», выраженном через намеренно укрупненные формы, пышные мантии и драпировки.
Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко –
Питера Пауля Рубенса.
1577 – 1640. Гуманист, художник и дипломат.
Создал тип аристократического барочного портрета.

Семейный свадебный портрет. I брак.

Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610-1611 Антверпенский собор св. Марии.

Питер Пауль Рубенс. Ваханалия. Около 1615. Москва. ГМИИ им.Пушкина

Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. 1620-1621. СПб. Эрмитаж
Исторический цикл «Жизнь Марии Медичи». Лувр.
Мария Медичи (1573 - 1642), дочь Франческо, великого герцога Тосканского, была королевой Франции (1600 - 1610), благодаря браку с Генрихом IV.
Питер Пауль Рубенс. Приезд М.Медичи в Марсель. 1622-1625

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Около 1625. СПб. Эрмитаж.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Сары Фоурмен (Фоульмен). Соломенная шляпка. 1625-1626.

Подлинная жемчужина коллекции – «Сад любви», когда-то украшавший спальные покои Филиппа IV. Это большое полотно очень интересно рассматривать после «Садов земных наслаждений» Босха и «Поклонения Венере» Тициана. Картина Рубенса, созданная около 1633, продолжает тему земного рая. Населяет этот рай антверпенское светское общество. Кавалеры и дамы изображены на лоне природы рядом с причудливым барочным гротом, в глубине которого видны три грации. Справа чрезвычайно живой скульптурный фонтан. Вокруг порхают амурчики, в их руках не только луки со стрелами, но и голуби, и розы. Журчит вода, кавалеры что-то нашептывают дамам, музыкант перебирает струны.
Антонис ван Дейк. 1599 – 1641.
Создатель нового общеевропейского парадного (репрезентативного) аристократического портрета.
Автопортрет. Конец 1620-начало 1630 гг. СПб. Эрмитаж.

Антонис ван Дейк. Карл I на охоте. 1935.
Париж, Лувр.

Антонис ван Дейк. Семейный портрет. 1621. СПб. Эрмитаж.
Франс Снейдерс. 1579 – 1657.
Крупнейший мастер натюрморта 17 в., создатель монументально-декоративного натюрморта.
Дама с попугаем.

Рыбная лавка.

Торговец дичью