8.1 Искусство Московской Руси XIV-XVII вв. Архитектура XIV - XVI вв.
Московские князья выступали продолжателями объединительной политики владимирских правителей 12 – 13 вв., а развитие искусства прочно опиралось на владимирское наследство.
Древнейшие из дошедших до нас памятников московской архитектуры относятся к кон. 14 в.

Церковь Успения в Звенигороде.

Успенский собор в Звенигороде. 1326–1327 годов. Реконструкция.
Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, с легкой главой.
Новое:
- Килевидные закомары.
- Кокошник у подножия барабана.
- Ступенчатая, повышающаяся композиция.

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. 20-е гг. 15 в.
Московские зодчие решительно переработали композицию четырехстолпного храма:
Угловые части резко опущены.
Ступенчатое покрытие.
Арки луковичной формы.
Покрытие системой кокошников.
Выводы
Архитектура Московского княжества 14 – начала 15 в.- Коренное переосмысление крестово-купольной системы храма.
- Зодчество данного периода стало началом формирования общерусской национальной архитектуры.
Московский Кремль при Иване III

Кремль – древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художествественный комплекс центра столицы. Его развитие связано с ростом Москвы как стольного города княжества, а затем столицы Русского государства.
Ко времени правления Ивана III каменная кремлевская крепость 1367 года обветшала. Политический престиж Москвы требовал создания новых, современных укреплений и создания торжественного обрамления городского центра и резиденции «великого государя». Поэтому при Иване III начинается грандиозная реконструкция Московского Кремля.
В 1485—1495 вокруг Кремля с учетом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены новые, ныне существующие, стены и башни. Ведущую роль в реконструкции кремля играл итальянский инженер Пьетро Антонио Солари.
Вместо широких прямоугольных зубцов, применявшихся в более ранних русских крепостях, стены Московского кремля увенчались узкими двурогими зубцами.

Центром Кремля стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475—1479) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров.
Фиораванти было предложено следовать образцу владимирского Успенского собора 12 в.
- За короткое время понял красоту и логику древнерусской архитектуры.
- Соединил древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства.

Псковские мастера возвели Благовещенский собор (1484—1489) — домовую церковь московских государей. Построен русскими мастерами, более связан со старыми традициями: поднят на высокий цокольный этаж (подклет), окружен галереей.

В 1505—1508 построен Архангельский собор. Архитектор Алевиз Новый.
Его возводили как новую усыпальницу московских государей (до Ивана V Алексеевича).)

Архитектурной доминантой ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий».
Арх. Бон Фрязин.
Колокольня была ниже (надстроена в 1600 г.).
Представляла собой исключительно пропорциональную башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов.

Кутафья (Предмостная) башня Московского Кремля. 1516 . Общий вид Кутафья башня — единственная сохранившаяся из предмостных башен Московского Кремля. Подобные башни служили мощной защитой крепостных мостов.