9.4 Искусство России 1 половины XIX вв. Живопись.

В русской культуре первой половины XIX века романтизм имеет свою специфику. Вера в просветительские идеалы разума, прогресса, элементарных прав личности — все это было еще актуальным в русской общественной жизни первой половины столетия.
Глубокое поэтическое воплощение получил образ человека в творчестве крупнейшего русского портретиста 1 трети 19 в.
Орест Адамович Кипренский. (1782—1836).
Крупнейший мастер романтического портрета.
Когда смотришь на портреты Кипренского, то кажется, что видишь свободных людей. Никому из его современников не удалось так выразить это ощущение нового человека.
К числу наиболее значительных работ Кипренского принадлежат портреты военных — участников антинаполеоновских кампаний начала столетия.

Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова.
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова.
1809. ГРМ

Портрет А.А. Челищева
Портрет А.А. Челищева. 1808 — начало 1809 гг. ГТГ. относится к раннему периоду творчества О.А. Кипренского.
Эпоха романтизма создает совершенно особое отношение к понятию детства. Если портретисты XVIII века обычно изображали ребенка как маленького взрослого, то романтики видели в нем особый неповторимый мир личности, которая еще оставалась чистой и не затронутой пороками взрослых.

Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809.
Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809. ГТГ.
Особенным обаянием отличаются некоторые из созданных им женских образов.
Не имеет себе равных во всей мировой живописи XIX века, по силе выражения душевной красоты словно предвосхищающий образ пушкинской Татьяны.

Портрет В.А. Жуковского. 1816. ГТГ.
Портрет В.А. Жуковского. 1816. ГТГ.
Живя в Петербурге, Кипренский сблизился с наиболее выдающимися людьми своего века.
Романтические тенденции в творчестве Кипренского нашли свое воплощение в портрете известного русского поэта В.А. Жуковского.

Портрет Е.С. Авдулиной.
Портрет Е.С. Авдулиной. 1822-1823.
— одно из лучших произведений позднего Кипренского.
предстает перед зрителем человеком большой душевной тонкости и благородства, обладающим глубоко затаенным внутренним миром.

Портрет А.С. Пушкина. 1827. ГТГ.
Портрет А.С. Пушкина. 1827. ГТГ.
В портрете Пушкина художник точно передает особенности внешности поэта, однако последовательно отказывается от всего обыденного. Понимая исключительность задачи, — запечатлеть облик великого поэта, — О.А. Кипренский гармонически соединил дух романтической свободы и пафос высокой классики.
Творческое горение.
«Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».

О. А. Кипренский. Автопортрет. 1828 г.
О. А. Кипренский. "Автопортрет". 1828 г.

Тропинин, Василий Андреевич (1776—1857) — российский художник, академик, мастер портретной живописи. По происхождению — крепостной крестьянин. Закончить Академию Тропинину не удалось. Граф Морков в 1804 году прервал его учебу, вызвав в свое украинское поместье Кукавку. Молодому художнику предстояло быть домашним живописцем и одновременно выполнять обязанности дворового человека. С 1821 года постоянно жил в Москве, где обрел признание и славу.
Широкой известностью пользуются созданные Тропининым образы людей из народа.

Портрет А.В. Тропинина, сына художника. Около 1818. ГТГ.
Портрет А.В. Тропинина, сына художника. Около 1818. ГТГ.
«В живописной одаренности у Тропинина было мало соперников. В 1818 году, когда он был еще крепостным и жил при своем барине в имении Кукавка на Украине, он написал „Портрет сына“ — удивительный по живописному очарованию и свободной манере письма. Этот портрет светловолосого, загорелого мальчика светится, живет и дышит. После того Тропинин работал еще сорок лет, увековечил великое множество людей, выработал более или менее устойчивые приемы портретирования, усовершенствовался в технике, но портрет сына остался непревзойденным, за исключением, быть может, портрета Пушкина, написанного в один год с Кипренским и ему не уступающего» (Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. — М.: Искусство, 1992. С. 198—200.).

Портрет П.А. Булахова. 1823. ГТГ
Портрет П.А. Булахова. 1823. ГТГ

Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всесоюзный музей А.С. Пушкина.
Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всесоюзный музей А.С. Пушкина.
Лучший в кругу тропининской портретописи 1820-х годов
Чуть приподнятая верхняя губа придают лицу поэта оттенок сдержанного оживления.
Лиловато-коричневый халат драпируется широкими, свободными складками; ворот рубашки широко распахнут, синий галстук повязан подчеркнуто небрежно.
В колорите свежесть непосредственного наблюдения. Убедительно переданы рефлексы от белого воротничка рубашки, высветляющие подбородок и обнаженную шею портретируемого.

Кружевница 1823. ГТГ
Кружевница 1823. ГТГ
Будучи уже известным художником, Тропинин создал тип домашнего, интимного портрета с элементами жанровой живописи. Как правило, это поясное изображение человека за привычным занятием.
Миловидная лукавая девушка полна грации, понимаемой современниками как особая «приятность», как то, что «покоряет сердце», но «невозможно понять умом».
В год написания картины Василий Андреевич Тропинин, крепостной художник графа Моркова, получил вольную. Ему было 47 лет. В том же году он выставил в Академии художеств свою «Кружевницу», которая сразу же завоевала популярность, не покидающую ее до сих пор.

Золотошвейка. 1826. ГТГ
Золотошвейка. 1826. ГТГ

Автопортрет на фоне Кремля. 1846. Саратовский художественный музей
Автопортрет на фоне Кремля. 1846. Саратовский художественный музей

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780 – 1847. первый русский живописец, сознательно избравший бытовой жанр основой своего творчества.
Именно ему принадлежит заслуга утверждения в русском искусстве бытового жанра как самостоятельного вида живописи.
Он разработал форму многофигурной жанровой картины, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер. Венецианов также первым обратил внимание на отдельные народные типы. Его живопись национальна и демократична.

Автопортрет
В 1811 году за свой автопортрет был признан Академией художеств «назначенным».

«Гумно»
Первой фундаментальной работой Венецианова стала картина «Гумно», которая открывала новые пути в русской живописи.

Жнецы. Вторая половина 1820-х гг. ГРМ
Жнецы. Вторая половина 1820-х гг. ГРМ
Художник создавал идеализированный поэтический образ крестьянской жизни. Работа на открытом воздухе позволила Венецианову использовать эффекты дневного освещения и усложнить палитру.

Крестьянка с васильками. 1820-е гг. ГТГ
Крестьянка с васильками. 1820-е гг. ГТГ

На пашне. Весна. Первая половина 1820-х гг. ГТГ
На пашне. Весна. Первая половина 1820-х гг. ГТГ

Но еще более значителен пейзаж в картине «Спящий пастушок».
Но еще более значителен пейзаж в картине «Спящий пастушок».

Купальщицы. 1829. ГРМ
Купальщицы. 1829. ГРМ

Брюллов Карл Павлович (1799—1852). Живописец, рисовальщик. Мастер исторической картины, портретист, жанрист.
Мертвенность канонов классицизма он преодолевает романтическим стремлением наполнить образ живыми чувствами.

Итальянский полдень. 1827. ГРМ
реалистические принципы легли в основу
Итальянский полдень. 1827. ГРМ
искрится радость бытия, жизнерадостное и полнокровное ощущение жизни, слияния с окружающим. Солнечные лучи пронизывают листву виноградника, скользят по рукам, лицу, одежде девушки; создается атмосфера живой связи человека с природой. Лицо девушки с абсолютно правильными чертами и огромными сверкающими глазами идеально прекрасно, оно кажется почти фарфоровым (частый у Брюллова эффект). Итальянский тип внешности тогда считался совершенным, и художник с удовольствием его обыгрывает.

Комитет Общества, получив «Полдень», осторожно упрекнул художника за выбор модели, не отвечавшей классическим идеалам петербургских ценителей.

Вирсавия. 1832. ГРМ
Вирсавия. 1832. ГРМ
Линия эпикурейская

Последний день Помпеи. 1830—1833.
Трагическая линия в творчестве
Последний день Помпеи. 1830—1833. ГРМ Холст, масло. 465,5 х 651
Впервые в русской живописи классицизм соединился с романтическим восприятием мира. Необходимо отметить, что для К.П. Брюллова была важна правда исторической действительности. Он изучал письменные источники о трагедии в Помпеи (Плиния Младшего, Тацита), а также научные исследования, посвященные археологическим раскопкам.
Его герои в последний момент жизни проявляют человеческое достоинство и величие духа перед лицом слепой стихии зла.
В отличие от того, что мы наблюдаем в классицистических картинах, композиционный центр здесь отдан не главному историческому герою (которого просто нет), а погибшей матери, рядом с которой изображен еще живой ребенок, охваченный ужасом. В противопоставлении жизни и смерти раскрывается замысел полотна.

Так впервые в русскую историческую живопись вошел народ, хотя он был показан довольно идеализированно.

Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. ГРМ
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. ГРМ В конечном итоге Брюллов пришел к изображению великой княгини в движении. Отныне в больших портретах он будет пользоваться этим приемом, помогающим усилить выразительность образа.

Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой. 1832
Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой. 1832. ГТГ
К началу 1830-х годов К.П. Брюллов занял одно из ведущих мест в русском и всем западноевропейском искусстве. Его слава выдающегося мастера портрета была закреплена «Всадницей», написанной в Италии.
Брюлловский парадный портрет-картина отмечен новаторскими чертами. В отличие от героев парадных портретов XVIII века, где основной задачей было подчеркнуть социальное положение портретируемого и его общественные добродетели, персонажи Брюллова в первую очередь демонстрируют непосредственность, молодость, красоту.

Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой
Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой, рожденной графини Строгоновой, жены светлейшего князя И.Д. Салтыкова. 1841. ГРМ

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, рожденной графини Пален, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини. 1842. ГРМ
последнее значительное произведение К.П. Брюллова и одна из лучших его работ в жанре парадного портрета-картины, отличающаяся приподнятым, романтическим настроем.
Художник представил свою героиню в маскарадном костюме королевы, на фоне пышного театрально-условного занавеса, отделяющего ее от участников бала.
подчеркивает ее господствующее положение в толпе людей, исключительность ее натуры.

Иванов Александр Андреевич (1806—1858) — живописец, рисовальщик. Мастер исторической картины, пейзажист, портретист. Творчество А.А. Иванова стоит в центре духовных исканий русской культуры XIX века. 

Высочайшее достижение в русской исторической живописи связаны с творчеством А.Иванова. Сын профессора А.И.Иванова, он учился в А.х., блестяще овладев композицией и рисунком (кроме отца его педагогами были Егоров и Шебуев.

В 1824г. Иванов написал первую крупную картину масляными красками – “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора” (ГТГ), за которую получил малую золотую медаль. Уже в этой ранней вещи Иванов обнаруживает стремление к психологической выразительности и археологической точности. Когда картина появилась на выставке, то критика отметила внимательное отношение худ-ка к тексту Гомера и сильную экспрессию действующих лиц картины.

На выставке 1827г. появилась вторая картина Иванова – “Иосиф, толкующий сны хлебодару и виночерпию” (ГРМ), удостоенная от Общества поощрения художников большой золотой медали. Здесь экспрессия лиц и несравненная пластика фигур далеко превосходили “Приама”, свидетельствуя об исключительном даровании худ-ка и быстром его развитии. Освещенные фигуры на темном фоне производят впечатление статуй. Плавные складки античной одежды Иосифа трактованы с поразительным совершенством. Иосиф вещает ужасную учесть хлебодару, указывая ему на рельеф с изображением казни, высеченный на стене темницы. Виночерпий нетерпеливо со светлой надеждой ожидает, что скажет о нем прорицатель. Хлебодар и виночерпий похожи, как братья, тем отчетливее поэтому выступают на их лицах выражения противоположных чувств: отчаяния и надежды. Египетский рельеф, сочиненный Ивановым, показывает, что он еще тогда был знаком с египетской археологией и обладал тонким чувством стиля. Во всех своих ранних работах Иванов стремился к сильным душевным движениям, выраженным в предельно ясной форме.

Однако картина эта чуть было не повлекла за собой крушение карьеры Иванова, столь блистательно начатой. Изображение (в виде барельефа) казни на стене темницы было истолковано как дерзкий намек на расправу Николая I с декабристами. Худ-ку едва удалось избежать Сибири. И несмотря на то что Иванову была присуждена большая золотая медаль, вопрос о его командировании за границу затянулся. Общество поощрения худ-ков, имея намерение отправить Иванова в Италию для усовершенствования, решило еще раз проверить его способности, задав новую тему: “Беллерофонт отправляется в поход против Химеры” (1829, ГРМ).

Заграничная командировка все же ему была присуждена. В это время Иванов был уже автором нескольких картин, законченных огромного размера рисунков с античных статуй – “Лаокоон”, “Венера Медицейская”, “Боргезский боец” (все в ГТГ), множества рисунков с академических натурщиков. В его ранних альбомах находится также целый ряд эскизов карандашом и сепией на исторические и античные темы, среди которых мелькают немногочисленные натурные зарисовки; еще реже встречаются портреты. Ко времени, предшествующему отъезду за границу, относится небольшой автопортрет (1828, ГТГ), написанный масляными красками.

Как дань классицизму Иванов начал в Риме картину в духе Пуссена “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” (1831-1834,ГТГ), используя памятники античной скульптуры. Картина осталась незаконченной. Несмотря на это, она является одним из самых совершенных произведений русского классицизма. Прекрасно сгруппированные фигуры кажутся оживленными статуями.

Древесная листва чудесно контрастирует с цветом обнаженных тел: нежным цветом тела Гиацинта, смуглым – Кипариса и словно выточенной из слоновой кости фигурой Аполлона. Картина представляет собой музыкально слаженную, гармоническую композицию. Сравнение эскизов показывает, что Иванов сознательно добивался музыкальной красоты плавных линий и пластического совершенства формы. Замечательно вдохновенное лицо Аполлона. Взяв за основу образа голову Аполлона Бельведерского, Иванов вдохнул в нее новую жизнь – жизнь чувства. Этот метод переработки античных образов стал для Иванова основным в течение всей первой половины его творчества.

Перечитывая евангелия, Иванов нашел, наконец, сюжет, до него никем из худ-ков не бравшийся: первое появление Мессии (Христа) перед народом, ожидающим исполнения своих заветных чаяний, предсказанное Иоанном Крестителем. Иванов воспринял этот сюжет как вмещающий весь смысл евангелия. По его мнению, этот сюжет мог воплотить высокие моральные идеалы всего человечества так, как понимали их современники худ-ка. Работа над эскизами картины началась осенью 1833г.

С самого начала работы худ-к мыслил сюжет скорее как исторический, нежели религиозный, устраняя все черты его мистического истолкования. Он составил план, рассчитанный на десятилетие, в соответствии с чрезвычайной сложностью замысла. Этот план испугал недоверчивых петербургских “благодетелей” Иванова продолжительностью и дороговизной. Несмотря на угрозы Общества поощрения худ-ков лишить его всех средств к существованию, Иванов не сдался. Он глубоко изучал памятники античного иск-ва и монументальной живописи итальянского Возрождения. Не имея возможности совершить путешествие в Палестину, с тем чтобы познакомиться с народными типами и пейзажами мест, связанных с евангельской легендой, Иванов искал соответствующую натуру в Италии.

В 1835г. Иванов закончил и отправил в Петербург на академическую выставку “Явление Христа Марии Магдалине после воскресения”(ГРМ); успех картины превзашел ожидания худ-ка: ему дали звание академика и еще на три года продлили срок пребывания в Италии.

В статуарности фигур этой картины (особенно Христа, напоминающего статую работы Торвальдсена), в условных драпировках и пейзаже, который служит для фигур почти нейтральным фоном, Иванов отдал последнюю дань академизму. Это полностью отвечало первоначальному замыслу картины, в которой худ-к предполагал показать свое умение изображать обнаженное человеческое тело и драпировки. Однако наряду с этим его увлекла здесь задача изобразить плачущее прекрасное женское лицо и движение фигуры. Он не решился на более радикальные перемены в картине, хотя виденные им в Италии композиции Джотто на тот же сюжет натолкнули на мысль вовсе токазаться от “казенного куска наготы”.

Сложное выражение лица Магдалины (улыбка сквозь слезы) и удачно найденное положение ног Христа (основанное на глубоком знании анатомии и сообщающее его фигуре иллюзию движения) – вот наиболее реалистические черты картины в общем ее академическом строе.

Закончив это произведение, худ-к вновь целиком отдался разработке основного замысла. Работа над “Явлением Христа народу” (1837-1857, ГТГ) заняла большую часть жизни Иванова. Сохранившиеся многочисленные материалы (эскизы, этюды, рисунки) и обширная переписка худ-ка позволяют восстановить главные этапы огромного труда. Первые эскизы относятся к 1833г., следовательно, сделаны еще до первого путешествия по Италии.

В 1837г. композиция картины была уже настолько разработана, что худ-к смог перенести ее на большой холст, а в следующем году оттушевал и прописал тердесьеной.

Дальнейшая работа шла в двух направлениях – предельная конкретизация характеров действующих лиц и второе – изучение пейзажа по отдельным темам, обусловленным композицией картины (первоплановые деревья, земля, камни, вода, деревья дальних планов и горы). Возможно, что всей этой работе предшествовали поиски общего тона картины, для решения которого Иванов написал в Венеции, в непосредственной близости к великим венецианским колористам, небольшой эскиз (“Эскиз в венецианских тонах”, 1839,ГТГ), который во многом предопределил колорит картины “Явление Христа народу”.

В конце 1838г. наступил некоторый перерыв в работе. В это время Иванов познакомился с Н.В.Гоголем, прибывшим тогда в Рим. Они стали друзьями. Их дружба ознаменовалась ножиданным обращением Иванова к темам народной жизни. Под влиянием писателя Иванов создал ряд жанровых акварелей, изображающих сцены из быта простого народа. Они поэтичны, жизненны и проникнуты душевной теплотой. Сложные многофигурные композиции объединены действием света. Луна льет свой спокойный свет на группу детей и девушек, хором поющих Аве Мария (“Ave Maria”, 1839, ГРМ), теплые огоньки свечей отражаются рефлексами на лицах и одеждах. Под жгучими лучами южного солнца разыгрывается милая сценка (“Жених, выбирающий серьги для невесты”, 1838, ГТГ), Полны непринужденных движений фигуры девушек в акварели “Октябрьский праздник в Риме. У Понте Моле” (1842, ГРМ). В акварели “Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии” (1842, ГТГ) изображен шутливый танец. Быстрые движения людей , окружающих долговязаго англичанина, выражены сложным икрасивым силуэтом. Без влияния Гоголя появление этих жанровых сцен необъяснимо.

Во всех акварелях Иванова принцип психологической связи между человеческими фигурами превалирует над принципом классической архитектонической композиции. Худ-к явно стремился в них к жизненной правдивости движений фигур, их взаимоотношений.

В первых двух жанровых акварелях перед Ивановым практически вставали вопросы освещения. Особенно сложной была эта задача в акварели “Аве Мария”, в которой холодный и ровный лунный свет сочетается с теплым и трепетным светом свечей и мягким светом фонаря перед образом мадонны.

Проблема передачи солнечного света, особенно занимавшая худ-ка в конце 40-х гг., впервые была им поставлена в упомянутой акварели “Жених, выбирающий серьги для невесты”. Сравнение двух вариантов этого рисунка (ГТГ и ГРМ) показывают, что Иванов стремился использовать освещение как объединяющее начало.

К1845г. “Явление Христа народу” было, в сущности , окончено, за исключением некоторых частностей (лицо раба, фигуры выходящих из воды, средняя группа).

Дальнейшая работа шла в двух направлениях – предельная конкретизация характеров действующих лиц и второе – изучение пейзажа по отдельным темам, обусловленным композицией картины (первоплановые деревья, земля, камни, вода, деревья дальних планов и горы). Возможно, что всей этой работе предшествовали поиски общего тона картины, для решения которого Иванов написал в Венеции, в непосредственной близости к великим венецианским колористам, небольшой эскиз (“Эскиз в венецианских тонах”, 1839,ГТГ), который во многом предопределил колорит картины “Явление Христа народу”.

В конце 1838г. наступил некоторый перерыв в работе. В это время Иванов познакомился с Н.В.Гоголем, прибывшим тогда в Рим. Они стали друзьями. Их дружба ознаменовалась ножиданным обращением Иванова к темам народной жизни. Под влиянием писателя Иванов создал ряд жанровых акварелей, изображающих сцены из быта простого народа. Они поэтичны, жизненны и проникнуты душевной теплотой. Сложные многофигурные композиции объединены действием света. Луна льет свой спокойный свет на группу детей и девушек, хором поющих Аве Мария (“Ave Maria”, 1839, ГРМ), теплые огоньки свечей отражаются рефлексами на лицах и одеждах. Под жгучими лучами южного солнца разыгрывается милая сценка (“Жених, выбирающий серьги для невесты”, 1838, ГТГ), Полны непринужденных движений фигуры девушек в акварели “Октябрьский праздник в Риме. У Понте Моле” (1842, ГРМ). В акварели “Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии” (1842, ГТГ) изображен шутливый танец. Быстрые движения людей , окружающих долговязаго англичанина, выражены сложным икрасивым силуэтом. Без влияния Гоголя появление этих жанровых сцен необъяснимо.

Во всех акварелях Иванова принцип психологической связи между человеческими фигурами превалирует над принципом классической архитектонической композиции. Худ-к явно стремился в них к жизненной правдивости движений фигур, их взаимоотношений.

В первых двух жанровых акварелях перед Ивановым практически вставали вопросы освещения. Особенно сложной была эта задача в акварели “Аве Мария”, в которой холодный и ровный лунный свет сочетается с теплым и трепетным светом свечей и мягким светом фонаря перед образом мадонны.

Проблема передачи солнечного света, особенно занимавшая худ-ка в конце 40-х гг., впервые была им поставлена в упомянутой акварели “Жених, выбирающий серьги для невесты”. Сравнение двух вариантов этого рисунка (ГТГ и ГРМ) показывают, что Иванов стремился использовать освещение как объединяющее начало.

К1845г. “Явление Христа народу” было, в сущности , окончено, за исключением некоторых частностей (лицо раба, фигуры выходящих из воды, средняя группа). Справа и слева в картине изображены крестившиеся в водах Иордана люди, за Иоанном – группа будущих апостолов, в центре и справа – толпы народа, взволнованного словами Иоанна. На первом плане худ-к написал раба, который готовиться одеть своего господина. Действие происходит в долине Иордана, далекие холмы покрыты деревьями. Огромное старое дерево осеняет листвой центральную группу.

Для решения задачи: изобразить человечество, ожидающее своего освобождения, Иванов считал себя в праве использовать все, что ранее было достигнуто мировым искусством. Он черпал образцы пластики в древней греческой скульптуре, изучая античные подлинники в Риме и во Флоренции, изучал живопись эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, фра Бартоломео, Гирландайо и более всего Рафаэля.

Очевидно, с самых первых шагов работы над композицией картины Иванов почувствовал необходимость организовать человеческие фигуры в группы, связанные между собой общностью или, наоборот, сопоставленные в обдуманных контрастах. Эти группы определились следующим образом: выходящие из воды старик и юноша, группа учеников, возглавляемая Крестителем и замыкаемая слева фигурой скептика, первоплановая группа богатого и раба и, наконец, группа – дрожащие отец и сын -- фланкирующая справа всю композицию. Кроме того, множество фигур помещено в тени, в середине картины в толпе народа, занимающей верхнюю правую часть полотна. Эти фигуры также организованы в группы.

Решающее значение имеет фигура Иоанна Крестителя. Она находится почти в центре и своей могучей силой организует всю композицию. В изображении Крестителя Иванов использовал памятники итальянской живописи и прежде всего Рафаэля, что отнюдь не лишило образ собственной выразительности. Иоанн в картине исполнен огненного темперамента; он жжет глаголом сердца людей. Потрясающим по своей силе жестом он указывает на приближающегося Мессию. Он первый увидел и узнал Мессию. Его жест определяет движение все композиционное построение картины.

Худ-к поставил своей целью достигнуть в каждом из персонажей предельно типического выражения каждого чел. характера. Это удалось ему особенно в образах Крестителя, апостолов Иоанна, Андрея, Нафанаила и раба, этюды к которым принадлежат к числу лучших. Недаром Крамской считал ивановского Крестителя “идеальным портретом”.

Характерно, что реальный портрет лежит в основе каждого персонажа, каждого типа, входящего в картину. На следующей стадии худ-к привлекает головы античных скульптур, как бы формируя их классическими чертами живой натуры.

“Явление Христа народу” сочетает в себе высокую идею освобождения человечества с монументальной формой.

К 1845г. относятся эскизы стенописи “Воскресение Христово”, предназначавшегося для строившегося К.А.Тоном храма Христа Спасителя. В этот период у Иванова возникает мысль о создании целого цикла росписей на библейские сюжеты. Эти росписи должны были покрыть стены особого общественного здания (не церкви, как всегда подчеркивал сам худ-к). Их темы и последовательность в большей мере соответствовали книге “Жизнь Иисуса”Д.Штрауса, но были основаны на глубоком и самостоятельном изучении первоисточников самим худ-ком. Иванов задумал представить здесь эволюцию верований человечества в их тесной взаимосвязи и исторической обусловленности. В цикле эскизов, воплотивших этот замысел, проблемы исторических судеб народа, взаимоотношения народа и личности, столь типичные для романтического историзма, получили наиболее глубокое решение по сравнению со всей русской исторической живописью 2/3 века. Поражает обилие и бесконечное разнообразие выполненных Ивановым акварельных эскизов на библейские сюжеты (почти все хранятся в ГТГ).

Трудно среди эскизов указать лучшие. Поэтому следует остановиться только на более характерных. Таков, например, эскиз “Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака”, композиция которого поражает монументальностью, слитностью человека и природы, выразительностью фигур. Не менее интересен “Сбор манны в пустыне” – массовая сцена, в которой бегущие люди захвачены радостным вихрем, или “Шествие пророков”, исполненное мощного, потрясающего ритма. Несмотря на то что замысел Иванова остался только в эскизах, эскизы эти принадлежат к величайшим достояниям иск-ва.

Замечательны его пейзажи. “Аппиева дорога”(1845, ГТГ). “Неаполитанский залив у Кастелламаре” (1846, ГТГ). Иванов решительно вступил на дорогу пленэра. В его живописи природа не через миф, как в произведениях классиков, а через реальность.

Творчество Иванова, выходя далеко за пределы романтических идеалов эпохи, являет собой самое мощное выражение реалистической направленности русского иск-ва середины XIX века.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением. 1834. ГТГ.
Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением. 1834. ГТГ.
В первые годы своего пенсионерства в Италии, в начале 1830-х годов, Иванов написал прекрасную картину «Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой и пением».

  Явление Мессии. 1836—1857. ГТГ
Явление Мессии. 1836—1857. ГТГ

гениальные эскизы росписей для задуманного им «Храма человечества» В «Библейских эскизах» Иванов стремился органически соединить евангельскую истину с исторической правдой, легендарно-мифическое с реальностью, возвышенное с обыкновенным, трагическое с бытовым.

Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на Распятие. 1850-е гг. ГТГ
Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на Распятие. 1850-е гг. ГТГ

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа. 1850-е гг. ГТГ
Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа. 1850-е гг. ГТГ

Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака. 1850-е гг. ГТГ
Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака. 1850-е гг. ГТГ

Хождение по водам. 1850-е гг. ГТГ
Хождение по водам. 1850-е гг. ГТГ

Искусство середины (40 – 50-х гг.) 19 века – «Гоголевский» период русской культуры

Федотов, Павел Андреевич (1815—1852) — известный русский художник и рисовальщик, основоположник критического реализма в отечественной живописи. 

Свежий кавалер. 1846. ГТГ
Свежий кавалер. 1846. ГТГ

Сватовство майора. 1848—1849. ГТГ
Сватовство майора. 1848—1849. ГТГ

Завтрак аристократа. 1849—1850. ГТГ
Завтрак аристократа. 1849—1850. ГТГ
В творчестве Федотова впервые в русском искусстве была реализована программа критического реализма. «Обличительная направленность» сказалась и в «Завтраке аристократа».

Вдовушка 1851 (1852?). ГРМ
Вдовушка 1851 (1852?). ГРМ
Картину «Вдовушка» Федотов исполнил в нескольких вариантах, последовательно продвигаясь к поставленной цели — показать человеческое несчастье таким, каким оно является на самом деле.

Анкор, еще анкор! 1851—1852. ГТГ
Анкор, еще анкор! 1851—1852. ГТГ
Картина «Анкор, еще анкор!» целостна по цвету — мутно-красному, и зловещему эмоциональному настрою. Полотно подлинно трагедийно: в нем на первый план выступает тоска неприглядной обыденности и бессмысленности существования.