Классика (V – IV в.в. до н.э.)
Одним из важнейших результатов греко-персидских войн явилось возвышение Афин.
Подъем экономической и политической жизни Греции в 5 в. сопровождался расцветом культуры, центром которой стали Афины.
Архитектура
5 в. ознаменовался появлением великолепных архитектурных сооружений. Храмы были не только культовыми зданиями, посвященными божеству. Они воплощали в себе идеи патриотизма – силу и мощь греческого полиса.Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии:

Храм Зевса в Олимпии. 468 – 456 гг. до н.э. Архитектор Либон. Дорический периптер (колонны 6х13). Отличается чрезвычайной гармоничностью пропорций. Детали характеризуются удивительной верностью рисунка.

Храм Зевса в Олимпии. Макет. Является высшим достижением в развитии дорического периптера.
В храме находилась огромная 17-ти метровая статуя Зевса.

Статуя Зевса из храма Зевса в Олимпии. Фидий. 5 в. Н – 14 м. Превосходила по славе статую Афины Парфенос.

Выполнена в хрисоэлефантинной технике. Статую исполнил знаменитый скульптор Фидий. Открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной.
Центральным комплексом древнегреческой архитектуры является Афинский акрополь.
Акро́поль (др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны).

Афинский акрополь. Общий вид. 5 в.

Афинский акрополь. Вид с высоты птичьего полета.

Реконструкция. В 447 г. начались большие работы по восстановлению и реконструкции акрополя после греко-персидских войн. Контролировал работы Фидий. Он расположен на скале, возвышаясь над городом. В архаическую эпоху (7 – 6 вв.) был общественным центром.

Ансамбль акрополя ассиметричен. Построен на гармоническом равновесии отдельных сооружений.
- пропилеи
-пинакотека
-библиотека
-храм Ники Аптерос
-Парфенон
-Эрехтейон
-Статуя Афины Промахос
-амфитеатр

Статуя Афины из Варвакиона. Рим.мрам.копия с хризоэлефантинной статуи Парфенос Фидия.
Основу статуи составляла деревянная, очень тщательно вырезанная фигура. На лицо и обнаженные части тела были наложены тонкие пластинки слоновой кости. Одежда и вооружение были выполнены из золота, которого пошло на это около 2 т. Все золотые части были съемные, и каждые 4 года проверялся их вес, т.к. одежда богини представляла собой золотой фонд государства.