7.3 Искусство Новгорода XI-XV вв.

Архитектура

Господин Великий Новгород
В 12 веке Новгород освобождается от власти князя и становится феодальной республикой, возглавляемой верхами боярства и архиепископом.
Возводятся только небольшие крестовокупольные храмы с одной главой.
Внутреннее пространство упрощается.
Декоративное убранство минимальное: монолитный объем храма нарушают лишь лопатки, создающие строгий ритм; закомары украшены простым профилированным рельефом; верх барабана отмечен лаконичным аркатурным поясом.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге . 1165. Западный фасад.
Георгиевская церковь в Старой Ладоге . 1165. Западный фасад.
Форма купола – шлемовидная.

Церковь Спаса на Нередице. Близ Новгорода. 1198 .
Церковь Спаса на Нередице. Близ Новгорода. 1198 .
«Эта всемирно известная церковь расположена на невысоком холме за речкой Спасовкой. С холма открывается вид на заливные луга Волхова, на саму реку, на озеро Ильмень. Отсюда прекрасно виден весь Новгород».
Купол тяготеет к луковичной форме.

Живопись

«В той же степени, как быт Флоренции или Венеции, весь быт Господина Великого Новгорода был радужно озарен живописью. Живописью, столь же лаконичной в своей графической точности, столь же ясной всем своим внутренним строем, столь же выразительной в каждой детали, как и новгородское зодчество».

Ангел Златые Власы. 12 в. Новгородская школа. ГРМ.
Ангел Златые Власы. 12 в. Новгородская школа. ГРМ.
Высокая чистота и красота образа.
Сильны народные традиции.

Устюжское Благовещение.
Устюжское Благовещение.
12 – нач. 13 в. ГТГ.
В прекрасных лицах и фигурах отголоски киевско-византийских мозаик.

Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный (лицо Христа, изображенное на плате). 12 в. ГТГ. Суровый лик с огромными глазами, написанный в оливково-желтой гамме, оживляется подрумянкой.
По-разному изогнутые брови придают лику выразительность, как кривизна линий новгородских храмов сообщает им пластическую выразительность.
«Образ иконы – образ триумфатора, энергия и сила которого позволяет нам понять, почему «Спас Нерукотворный» изображался на русских военных хоругвях».

Пророк Аарон. Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.
Пророк Аарон. Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.
После ВОВ церковь была восстановлена из руин, но росписи погибли.
В образах святых с горящими глазами, грозно внушительных в своей неподвижности дышала некая первозданная мощь. Подлинно народная, даже крестьянская сила.

Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.
Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.

Выводы

Древнерусская архитектура периода феодальной раздробленности (12 – сер. 13 вв.) имела общие черты и местные особенности.
Общерусскими чертами архитектуры стали тенденции, зародившиеся в киевский период и получившие свое полное развитие в 12 – сер. 13 вв. – достижение выразительности через лаконичность и пропорциональную соразмерность простых архитектурных объемов.
Различия школ:
Владимиро-суздальская школа – вытянутые строгие пропорции и нарядность храмов, благодаря украшению декоративными деталями и каменным рельефом стен.
Новгородская школа – монолитный объем одноглавых небольших храмов, минимальное использование простого декора.

Живопись
Владимиро-суздальская и ярославская школы – византийская традиция обогащается народными чертами: подчеркнутая декоративность, укрупненность деталей, появляется человечность и простодушие образов.
Новгородская школа - образы святых становятся сильными и величественными, графичность и монументальность.

Новгородское искусство 13 – 14 веков

Новгород не знал того ужаса, каким монгольское нашествие явилось для городов Приднепровья, Владимиро-Суздальской земли и Рязанской. Новгород платил дань татаро-монголам. Общая беда, разорение, отразились и на нем.
Пока остальная Русь принимала на себя беспощадный удар с востока, Новгород 12:50 07.06.2010противостоял шведам и немецким «псам-рыцарям» (ливонский орден).
Конечно, это сковало творческие силы Новгорода, но он остался хранителем русской культурной традиции.

С конца 13 в. наблюдается некоторое оживление и новый расцвет новгородского зодчества.

Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292.
Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292.

Церковь Федора Стратилата на Ручье (на Ручью) в Новгороде. 1360.
Церковь Федора Стратилата на Ручье (на Ручью) в Новгороде. 1360.
В этом храме нашли свое завершение задачи, поставленные при строительстве церкви Николы на Липне:
Стремление к наибольшей монолитности и стройности общего архитектурного облика. Соразмерность главных объемов – самое основное в этом строении.
Для решения этих задач появляется новый тип покрытия.
Приближение здания церкви к общему характеру городской застройки. Трудно представить большее органическое единство архитектуры храма с исконной новгородской крепостью.

Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице в Новгороде. 1374.
Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице в Новгороде. 1374.
В 14 в. зодчие отказываются от строгой лаконичности и делают храмы подчеркнуто нарядными.
Покрытие эволюционирует в двускатное на фасадах.

Живопись Новгорода 13 в.


Алексей Петров. Никола Липный. 1294.
Алексей Петров. Никола Липный. 1294.
Приближение к русскому народному мироощущению.
Византийская иконография создала аскетичный облик Николая-чудотворца, несгибаемого ревнителя веры, сурового догматика, который вызывал трепет и благоговение у верующих.
А икона Алексея Петрова совершенно уникальна: «какой , ласковый вид у святого! Это добродушный дедушка, русский старичок, которому так подходят старые русские описания его образа: «…сед, брада невеличка, кручеват, взрыловат, плешат… в руце евангелие, благословляет». Милостивым и снисходительным представлялся русскому человеку той поры истинный святитель».

Искусство Псковского княжества Зодчество Пскова до 14 века целиком относилось к новгородской школе.
В 14 – 15 вв. псковичи значительно чаще строили оборонительные сооружения, чем культовые.

Алексей Петров. Никола Липный. 1294.
«Вытянутая узкой полосой вдоль границ с Литвой и рыцарским Ливонским орденом псковская земля нуждалась в постоянном укреплении своих границ».
Крупнейшей работой стало расширение укреплений самого Пскова. К 16 веку общее протяжение крепостных стен Пскова достигло девяти километров.

Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства.
Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.
Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.
Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага.

Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.
Псков. Церковь Вознесения Господня.

Живопись Новгорода

14 - 15 вв. В 70-х годах 14 в. в Новгороде появляется выходец из Константинополя – знаменитый Феофан Грек. Этот гениальный художник «настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что его имя в такой же мере неотделимо от последнего, как имена Растрелли, Кваренги и Росси».
Восторжествовавшая монашеская реакция, укрепление аскетизма и догматизма в Византии раздавили новый расцвет византийской живописи. Феофан нашел возможность с полнотой осуществить все свои творческие замыслы именно на Руси.
Новгородское свободолюбие во всем, даже в религиозных воззрениях создавала наиболее творческую среду.
У Феофана творческие поиски выразились в самой живописной манере – мощном и лаконичном художественном языке.

Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине-улице. (1378).
Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине-улице. (1378).
Христос – Пантократор.

Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.
Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.


Макарий Египетский.
Лица святых написаны размашисто, свободно. Белые блики легко и уверенно брошены поверх темного красно-коричневого тона.

В новгородской иконе этого времени нет связей со стилистикой фресок.
В 15 в. новгородское творчество развивалось без участия чужеземных мастеров, оно целиком отмечено самой яркой новгородской самобытностью.

Икона Св.Георгий. Кон. 14 в. ГРМ.
Икона Св.Георгий. Кон. 14 в. ГРМ.

Икона Св.Георгий или «Чудо Георгия о змие». нач. 15 в. ГТГ.
Икона Св.Георгий или «Чудо Георгия о змие». нач. 15 в. ГТГ.

Икона битва суздальцев с новгородцами. 2 пол. 15 в. ГТГ.
Икона битва суздальцев с новгородцами. 2 пол. 15 в. ГТГ.

Живопись Пскова

14 – 15 вв.

Икона Сошествие во ад (Воскресение). 14 в. ГРМ.
Икона Сошествие во ад (Воскресение). 14 в. ГРМ.
Письмо без белил. Коричневые лики, тонко прописанные (краска словно втерта в доску).

Икона Собор Богоматери. Кон. 14 – нач. 15 в.
Икона Собор Богоматери. Кон. 14 – нач. 15 в. ГТГ. Дерево, темпера.
81 х 61
На сайте ГТГ очень хорошего качества.

Выводы

Искусство Новгорода времени татаро-монгольского ига
В архитектуре появляется:
- Новое понимание архитектурного силуэта – стремление к цельности.
- Новое понимание пространства - решение проблемы ансамбля храма и окружающих городских строений.

Живопись
Новгород 13 в. Приближение к русскому народному мироощущению, превалирование народных художественных традиций (декоративность).
Новгородская живопись 14 – 15 вв.:
Четкие иногда упрощенные формы. Контрастность, декоративность живописи: любовь к ярким локальным цветам. В иконах много красного, часто красный фон.

Псков
Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства.
Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага.
Псковская живопись:
Письмо без белил. Коричневые лики, тонко прописанные (краска словно втерта в доску).