7.3 Искусство Новгорода XI-XV вв.
Архитектура
Господин Великий НовгородВ 12 веке Новгород освобождается от власти князя и становится феодальной республикой, возглавляемой верхами боярства и архиепископом.
Возводятся только небольшие крестовокупольные храмы с одной главой.
Внутреннее пространство упрощается.
Декоративное убранство минимальное: монолитный объем храма нарушают лишь лопатки, создающие строгий ритм; закомары украшены простым профилированным рельефом; верх барабана отмечен лаконичным аркатурным поясом.
![Георгиевская церковь в Старой Ладоге . 1165. Западный фасад.](/images/posobie/7_3/1.jpg)
Георгиевская церковь в Старой Ладоге . 1165. Западный фасад.
Форма купола – шлемовидная.
![Церковь Спаса на Нередице. Близ Новгорода. 1198 .](/images/posobie/7_3/2.jpg)
Церковь Спаса на Нередице. Близ Новгорода. 1198 .
«Эта всемирно известная церковь расположена на невысоком холме за речкой Спасовкой. С холма открывается вид на заливные луга Волхова, на саму реку, на озеро Ильмень. Отсюда прекрасно виден весь Новгород».
Купол тяготеет к луковичной форме.
Живопись
«В той же степени, как быт Флоренции или Венеции, весь быт Господина Великого Новгорода был радужно озарен живописью. Живописью, столь же лаконичной в своей графической точности, столь же ясной всем своим внутренним строем, столь же выразительной в каждой детали, как и новгородское зодчество».![Ангел Златые Власы. 12 в. Новгородская школа. ГРМ.](/images/posobie/7_3/3.jpg)
Ангел Златые Власы. 12 в. Новгородская школа. ГРМ.
Высокая чистота и красота образа.
Сильны народные традиции.
![Устюжское Благовещение.](/images/posobie/7_3/4.jpg)
Устюжское Благовещение.
12 – нач. 13 в. ГТГ.
В прекрасных лицах и фигурах отголоски киевско-византийских мозаик.
![Спас Нерукотворный](/images/posobie/7_3/5.jpg)
Спас Нерукотворный (лицо Христа, изображенное на плате). 12 в. ГТГ. Суровый лик с огромными глазами, написанный в оливково-желтой гамме, оживляется подрумянкой.
По-разному изогнутые брови придают лику выразительность, как кривизна линий новгородских храмов сообщает им пластическую выразительность.
«Образ иконы – образ триумфатора, энергия и сила которого позволяет нам понять, почему «Спас Нерукотворный» изображался на русских военных хоругвях».
![Пророк Аарон. Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.](/images/posobie/7_3/6.jpg)
Пророк Аарон. Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.
После ВОВ церковь была восстановлена из руин, но росписи погибли.
В образах святых с горящими глазами, грозно внушительных в своей неподвижности дышала некая первозданная мощь. Подлинно народная, даже крестьянская сила.
![Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.](/images/posobie/7_3/7.jpg)
Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.
Выводы
Древнерусская архитектура периода феодальной раздробленности (12 – сер. 13 вв.) имела общие черты и местные особенности.Общерусскими чертами архитектуры стали тенденции, зародившиеся в киевский период и получившие свое полное развитие в 12 – сер. 13 вв. – достижение выразительности через лаконичность и пропорциональную соразмерность простых архитектурных объемов.
Различия школ:
Владимиро-суздальская школа – вытянутые строгие пропорции и нарядность храмов, благодаря украшению декоративными деталями и каменным рельефом стен.
Новгородская школа – монолитный объем одноглавых небольших храмов, минимальное использование простого декора.
Живопись
Владимиро-суздальская и ярославская школы – византийская традиция обогащается народными чертами: подчеркнутая декоративность, укрупненность деталей, появляется человечность и простодушие образов.
Новгородская школа - образы святых становятся сильными и величественными, графичность и монументальность.
Новгородское искусство 13 – 14 веков
Новгород не знал того ужаса, каким монгольское нашествие явилось для городов Приднепровья, Владимиро-Суздальской земли и Рязанской. Новгород платил дань татаро-монголам. Общая беда, разорение, отразились и на нем.Пока остальная Русь принимала на себя беспощадный удар с востока, Новгород 12:50 07.06.2010противостоял шведам и немецким «псам-рыцарям» (ливонский орден).
Конечно, это сковало творческие силы Новгорода, но он остался хранителем русской культурной традиции.
С конца 13 в. наблюдается некоторое оживление и новый расцвет новгородского зодчества.
![Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292.](/images/posobie/7_3/8.jpg)
Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292.
![Церковь Федора Стратилата на Ручье (на Ручью) в Новгороде. 1360.](/images/posobie/7_3/9.jpg)
Церковь Федора Стратилата на Ручье (на Ручью) в Новгороде. 1360.
В этом храме нашли свое завершение задачи, поставленные при строительстве церкви Николы на Липне:
Стремление к наибольшей монолитности и стройности общего архитектурного облика. Соразмерность главных объемов – самое основное в этом строении.
Для решения этих задач появляется новый тип покрытия.
Приближение здания церкви к общему характеру городской застройки. Трудно представить большее органическое единство архитектуры храма с исконной новгородской крепостью.
![Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице в Новгороде. 1374.](/images/posobie/7_3/10.jpg)
Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице в Новгороде. 1374.
В 14 в. зодчие отказываются от строгой лаконичности и делают храмы подчеркнуто нарядными.
Покрытие эволюционирует в двускатное на фасадах.
Живопись Новгорода 13 в.
![Алексей Петров. Никола Липный. 1294.](/images/posobie/7_3/11.jpg)
Алексей Петров. Никола Липный. 1294.
Приближение к русскому народному мироощущению.
Византийская иконография создала аскетичный облик Николая-чудотворца, несгибаемого ревнителя веры, сурового догматика, который вызывал трепет и благоговение у верующих.
А икона Алексея Петрова совершенно уникальна: «какой , ласковый вид у святого! Это добродушный дедушка, русский старичок, которому так подходят старые русские описания его образа: «…сед, брада невеличка, кручеват, взрыловат, плешат… в руце евангелие, благословляет». Милостивым и снисходительным представлялся русскому человеку той поры истинный святитель».
Искусство Псковского княжества Зодчество Пскова до 14 века целиком относилось к новгородской школе.
В 14 – 15 вв. псковичи значительно чаще строили оборонительные сооружения, чем культовые.
![Алексей Петров. Никола Липный. 1294.](/images/posobie/7_3/12.jpg)
«Вытянутая узкой полосой вдоль границ с Литвой и рыцарским Ливонским орденом псковская земля нуждалась в постоянном укреплении своих границ».
Крупнейшей работой стало расширение укреплений самого Пскова. К 16 веку общее протяжение крепостных стен Пскова достигло девяти километров.
Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства.
![Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.](/images/posobie/7_3/13.jpg)
Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.
Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага.
![Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в.](/images/posobie/7_3/14.jpg)
Псков. Церковь Вознесения Господня.
Живопись Новгорода
14 - 15 вв. В 70-х годах 14 в. в Новгороде появляется выходец из Константинополя – знаменитый Феофан Грек. Этот гениальный художник «настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что его имя в такой же мере неотделимо от последнего, как имена Растрелли, Кваренги и Росси».Восторжествовавшая монашеская реакция, укрепление аскетизма и догматизма в Византии раздавили новый расцвет византийской живописи. Феофан нашел возможность с полнотой осуществить все свои творческие замыслы именно на Руси.
Новгородское свободолюбие во всем, даже в религиозных воззрениях создавала наиболее творческую среду.
У Феофана творческие поиски выразились в самой живописной манере – мощном и лаконичном художественном языке.
![Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине-улице. (1378).](/images/posobie/7_3/15.jpg)
Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине-улице. (1378).
Христос – Пантократор.
![Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.](/images/posobie/7_3/16.jpg)
Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.
![](/images/posobie/7_3/20.jpg)
Макарий Египетский.
Лица святых написаны размашисто, свободно. Белые блики легко и уверенно брошены поверх темного красно-коричневого тона.
В новгородской иконе этого времени нет связей со стилистикой фресок.
В 15 в. новгородское творчество развивалось без участия чужеземных мастеров, оно целиком отмечено самой яркой новгородской самобытностью.
![Икона Св.Георгий. Кон. 14 в. ГРМ.](/images/posobie/7_3/17.jpg)
Икона Св.Георгий. Кон. 14 в. ГРМ.
![Икона Св.Георгий или «Чудо Георгия о змие». нач. 15 в. ГТГ.](/images/posobie/7_3/18.jpg)
Икона Св.Георгий или «Чудо Георгия о змие». нач. 15 в. ГТГ.
![Икона битва суздальцев с новгородцами. 2 пол. 15 в. ГТГ.](/images/posobie/7_3/19.jpg)
Икона битва суздальцев с новгородцами. 2 пол. 15 в. ГТГ.
Живопись Пскова
14 – 15 вв.![Икона Сошествие во ад (Воскресение). 14 в. ГРМ.](/images/posobie/7_3/21.jpg)
Икона Сошествие во ад (Воскресение). 14 в. ГРМ.
Письмо без белил. Коричневые лики, тонко прописанные (краска словно втерта в доску).
![Икона Собор Богоматери. Кон. 14 – нач. 15 в.](/images/posobie/7_3/22.jpg)
Икона Собор Богоматери. Кон. 14 – нач. 15 в. ГТГ. Дерево, темпера.
81 х 61
На сайте ГТГ очень хорошего качества.
Выводы
Искусство Новгорода времени татаро-монгольского игаВ архитектуре появляется:
- Новое понимание архитектурного силуэта – стремление к цельности.
- Новое понимание пространства - решение проблемы ансамбля храма и окружающих городских строений.
Живопись
Новгород 13 в. Приближение к русскому народному мироощущению, превалирование народных художественных традиций (декоративность).
Новгородская живопись 14 – 15 вв.:
Четкие иногда упрощенные формы. Контрастность, декоративность живописи: любовь к ярким локальным цветам. В иконах много красного, часто красный фон.
Псков
Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства.
Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага.
Псковская живопись:
Письмо без белил. Коричневые лики, тонко прописанные (краска словно втерта в доску).